Деятельность порождающая нечто новое ранее не существовавшее. Творчество в структуре профессиональной деятельности. Виды и функции творчества

«Декоративное искусство» - Храм Посейдона. Отливка бронзовой статуи. Сельское хозяйство. Выставка творческих работ. Древнегреческая школа. Статуи. Практическая работа. Храм Аполлона. Кузнечная мастерская. Древняя Греция. Торговля в Древней Греции. Виды вазописи. Работа в рудниках. Гончар. Храм Цецеры. Вазописец. Древнегреческие сосуды.

«Романовская игрушка» - Композиции глиняных игрушек повторяются в разных русских губерниях. А тут мне отец говорит: «Что ты голову ломаешь! Копнул ещё раз – другой кусочек. История. Вон Ванька-горшечник знаешь, какие игрушки делает! Возрождение романовской игрушки связывается с Виктором Васильевичем Маркиным, народным мастером.

«Искусство плаката» - Окна ТАСС агитплакат., пл.1942 г. А.Вязников., пл.1941 г. В.Шульпин., пл.1928 г. Д.Шмаринов., пл.1942 г. Н.Кочергин., пл.1920 г. Культурная революция: С.Лебедев «Защити детей!»., пл.1942 г. Неизв.Автор., Пл.1918 г. С.Лебедев.Агиплакат, пл.1942 г. 2.Выбрать из списка художников, работавших в жанре плаката:

«Детский фольклор» - На что направлены загадки, головоломки и затейливые вопросы? Как детский фольклор организует сферу дружбы? Методические цели проекта. Данный проект помогает ученикам систематизировать полученные знания. В чем отличие детского фольклора от взрослого? Жанровое своеобразие детского фольклора? Для чего нужны скороговорки?

«Уроки фольклора» - Вопрос – обращение, требующее ответа. Словарь. Рассматривается связь русского и чувашского детского фольклора. Народная культура - одно из средств нравственного, познавательного, эстетического развития детей. Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования. Пестушки – от слова пестовать (воспитывать).

«Искусство и его виды» - Станковую. Литература - письменная форма искусства слова. Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира. ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ Неизобразительные искусства. Фотография красотки, кинозвезды, эстрадной певицы, вырезанная из журнала и прикрепленная на стену. Живопись, Графика, Скульптура,

Всего в теме 12 презентаций

У этого термина существуют и другие значения, см. Новое время (значения). Новое время (или новая история) период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Понятие «новая история» появилось в европейской… … Википедия

- (или новая история) период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Понятие «новая история» появилось в европейской историко философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами… … Википедия

Запрос «НРД» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Новое религиозное движение (сокр.НРД) (англ. New Religious Movement (NRM)), новое религиозное сообщество, новая религия, нетрадиционная религия, нетрадиционный культ, религия… … Википедия

Нововведение, новшество, новь, новация, нечто новое, свежая струя, новое слово Словарь русских синонимов. что то новое сущ., кол во синонимов: 7 нечто новое (7) … Словарь синонимов

Деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. В современной научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды Т. (в науке, технике, искусстве), его… … Философская энциклопедия

- (Immanuel Kant, первонач. Cant) основатель философского критицизма, представляющего главную поворотную точку в истории человеческой мысли, так что все развитие философии, если не по содержанию, то по отношению мысли к этому содержанию, должно… …

Кант Иммануил - Жизненный путь и сочинения Канта Иммануил Кант родился в Кенигсберге (ныне Калининград) в Восточной Пруссии в 1724 г. Отец был шорником, а мать домохозяйкой, шестеро их детей не дожили до зрелого возраста. Кант всегда вспоминал родителей с… … Западная философия от истоков до наших дней

Составляет особую отрасль философии, занимающуюся красотой и искусством. Самый термин Э. происходит от греческого αίσθετικός, что значит чувственный, и в таком смысле встречается еще у самого основателя науки о прекрасном, Канта, в Критике… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Джидду Кришнамурти జిడ్డు కృష్ణ మూర్తి … Википедия

Книги

  • Старое и новое о круге , В. Литцман , Еще одна книга о круге, притом об его элементарных свойствах... Не слишком ли это смело и нужно ли это вообще? Ведь начиная с евклидовых "Начал" (300 лет до н. э.) изложение теории круга как… Категория: Геометрия Издатель: Государственное издательство физико-математической литературы ,
  • Апокрифический Трансерфинг -2. Освобождаем восприятие: Начинаем видеть, куда идти (новое оформление) , Вадим Зеланд , Новая реальность уже совсем не такая как прежде, и правила выживания в ней уже не те. Цивилизация сделала крутой разворот от натуральной природы человека в сторонутехногенного общества. И это… Категория: Эзотерические знания Серия: Вадим Зеланд (обложка) Издатель:

Виды и функции творчества

Существуют разные виды творчества:

  • производственно-техническое
  • изобретательское
  • научное
  • политическое
  • организаторское
  • художественное
  • повседневно-бытовое и т.п.

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователь творческого фактора человека и феномена интеллигенции Виталий Тепикин выделяет художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.

Творчество как способность

Творчество как процесс (творческое мышление)

Стадии творческого мышления

Г. Уоллес

Наиболее известно сегодня описание последовательности стадий (этапов) творческого мышления, которое дал англичанин Грэм Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка - формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация - временное отвлечение от задачи.
  3. Озарение - появление интуитивного решения.
  4. Проверка - испытание и/или реализация решения.

Впрочем, это описание не оригинально и восходит к классическому докладу А. Пуанкаре 1908 года.

А. Пуанкаре

Особенно охотно приходили они… в часы неторопливого подъема по лесистым горам, в солнечный день. Малейшее количество спиртного напитка как бы отпугивало их прочь.

Любопытно отметить, что сходные с описанными Пуанкаре этапы выделял в процессе художественного творчества Б. А. Лезин в начале XX века.

  1. Труд наполняет сферу сознания содержанием, которое затем будет перерабатываться бессознательной сферой.
  2. Бессознательная работа представляет собой отбор типичного; «но как та работа совершается, об этом, конечно, нельзя судить, это тайна, одна из семи мировых загадок».
  3. Вдохновение есть «перекладывание» из бессознательной сферы в сознание готового вывода.

Стадии изобретательского процесса

В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева . Он пишет:

Мотивация творчества

В. Н. Дружинин пишет:

В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.

Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.

Психическое здоровье, свобода и творчество

Н. А. Бердяев придерживается следующей точки зрения:

Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.

Таким образом, творчество - это то, в чём человек может осуществлять свою свободу , связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

См. также

Примечания

Литература

  • Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
  • Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж. 1996.
  • Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2001.
  • Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики// Творчество и объективация / сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. - Мн.: Экономпресс, 2000.
  • Бердяев Н. А. Смысл творчества// Философия творчества, культуры и искусства. - М.: Искусство, 1994.
  • Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002.
  • Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.
  • Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. - Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
  • Петрова В. Н. Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2009. - № 9 - Комплексные исследования: тезаурусный анализ мировой культуры.
  • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, - СПб.: Питер, 2005.
  • Сабанеев Л. Л. Психология музыкально-творческого процесса // Искусство, 1923. - № 1. - С.195-212.
  • Юнг К. Г. Психологические типы.
  • Яковлев В. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии . - 2003. - № 6. - С. 142-154.
  • Психология и поэтическое творчество Карл Густав Юнг
  • О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии, № 6, 1956. - С. 37-49 © Альтшуллер Г. С. , Шапиро Р. Б., 1956
  • Психология детского творчества (часть 1) Элла Прокофьева

Ссылки

  • Техническое творчество. Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия». М., 1955, - 528 с., ил.
  • Творческое мышление: истоки, этапы, критерии оценки. Диагностика креативности. (рус.) . Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Распространенное в литературе определение творчества как «деятельности человека по созданию новых материальных и духовных ценностей» или даже как «деятельности, порождающей нечто новое никогда ранее не бывшее» не конструктивны, так как не позволяют отличить творческую деятельность от не творческой, репродуктивной. Тогда и выпуск с конвейера «никогда ранее не бывшего» миллионного экземпляра автомобиля тоже творчество?

Творчество есть сознательное изменение конкретным субъектом методов собственной деятельности, это смена привычных способов достижения цели. Как только для некоторой деятельности субъект голучает алгоритм её осуществления – процесс перестает быть творчеством и становится рутинным.

Мыслительный процесс или практическая деятельность, осуществляемая известным субъекту способом, есть репродуктивный процесс. Он направлен на тиражирование нужных результатов. Далеко не всегда новый психический образ или вновь созданный материальный предмет, новая знаковая или материальная система может считаться продуктом творчества. Это относится как к индивидуально-значимым, так и к социально-значимым процессам. Важно не что производится, важно как производится. Один и тот же результат может быть для одного человека продуктом сложного и трудного творческого процесса, а для другого - результатом репродукции, независимо от социальной или индивидуальной значимости и ценности результата. Ребёнок в песочнице может творить, а инженер за кульманом может рутинно повторять давно ему известные приёмы работы

Существует много разных определений творчества. Это связано и с различием подходов и с многоаспектностью проблемы. Если творчество относится к мыслительной деятельности, то практическое же выполнение всегда есть реализация уже осознанного метода достижения цели. Творческое решение задачи строится на основе восприятия и критического анализа уже имеющихся в распоряжении субъекта форм и методов деятельности, их пересмотра и изменения. В этом участвует и интуиция. Но слишком большой отрыв от известных ранее методов практически невозможен, процесс смены алгоритмов мышления и деятельности эволюционен и готовится всем предыдущим развитием социума.

При определении понятия «творчество» следует исходить не из того, что производится субъектом, а из того с каким отношением к сфере своей деятельности эта вещь производится.

Можно предложить следующее определение: Творчество есть целенаправленное и сознательное изменение отношения субъекта к методам своей деятельности и к сфере её приложения. Оно заключается в применении новых для субъекта приёмов и способы достижения цели, изобретении нового алгоритма решения задачи. Это относится и к самому процессу постановки задач.

Изменение алгоритма деятельности происходит при отсутствии заранее известных алгоритмов для проведения таких изменений, но творчеством может являться и реконструкция ранее применяемых методов.

Повторю: часто встречающееся определение творчества как деятельности, порождающее "нечто новое, никогда ранее не бывшее" не может быть признано удовлетворительным. Выпуск трехмиллионного экземпляра "Жигулей", разучивание песни или создание проблемной ситуации в процессе обучения, игра в детском саду, издание административного приказа или изощренное ограбление банка - все это деятельность, порождающая "нечто новое", но она может быть как творческой, так и репродуктивной, в зависимости от того, меняются ли при этом методы деятельности.

Репродуктивный мыслительный процесс есть относительно неизменное, стабильное отношение субъекта деятельности к методам её осуществления, заключающееся в тиражировании имеющегося. В этом случае имеет место одинаковая реакция на определённую информацию в определенной ситуации.

Это позволяет понять, почему возможны ремесленнические поэмы и творческое изготовление пары сапог. Творчество связано с изменением и ценностной ориентации субъекта, оно предполагает критическое отношение к тем или иным аспектам действительности и собственной деятельности. Репродуктивный стиль мышления чаще всего апологетичен и интеллектуально бездеятелен, хотя и не исключает критического отношения по заранее известным штампам-алгоритмам.

Изучение творчества ставит перед нами интересные вопросы. В самом деле:

Почему творчество гораздо более редкое явление, чем репродуктивность? Может потому, что оно опаснее для индивида? Творчество предполагает право на ошибку. Значит, оно может оказывать и отрицательное влияние? Почему среди творчески одаренных людей много индивидов с психическими аномалиями?

Творческое мышление обязательно предполагает критическое отношение к определённым аспектам действительности. Репродуктивное же не запрещает критического отношения к действительности, но критицизм - скорее просто выражение недовольства, и в лучшем случае является лишь предпосылкой творчества.

Людвиг Фейербах считал, что только тот имеет силу создавать новое, у кого есть смелость быть абсолютно отрицательным.

Лейбниц напротив, считал, что открытия в науке следует делать без стремления к необычному, ибо «наиболее древние и наиболее общепринятые мнения являются наилучшим, если их истолковать надлежащим образом».

Мне думается столь жесткая альтернатива вряд ли правомерна. Чтобы не тиражировать имеющееся, а действительно создавать новое достаточно быть лишь относительно отрицательным, опора на имеющееся знание неизбежна и необходима, только не надо его абсолютизировать. Фейербах прав в том, что создание принципиально новых предпосылок и принципов деятельности, кардинально изменение отношения субъекта к сфере своей деятельности связано с разрушением старого.

Деление на репродуктивное и творческое мышление условно, так как репродуктивный мыслительный процесс предваряет и является обязательным условием творческого процесса. А последний является осознанием длительной и рутинной подсознательной работы мозга, а не неким мгновенным актом. Творческое и репродуктивное мышление постоянно взаимодействуют, и чисто репродуктивный мыслительный процесс приводит порой к глубоким творческим свершениям. Каждый творческий акт уникален и неповторим, что казалось бы, влечёт невозможность изучения творчества. Но это не так. Существует нечто общее присущее различным творческим актам.

Алгоритма конкретного открытия до его совершения не существует, как же можно говорить о логике научного открытия? Логика как наука о формах выводного знания не может являться логикой научного открытия, она может лишь способствовать изучению эвристической деятельности.

Ни одна из известных философских или специальных наук не исчерпывает проблему творчества. Творчество исследуют социология и психология, кибернетика и логика, теории познания и наукометрия, логика научного исследования и методология науки, этика и эстетика, прогностика и нейрофизиология. Обозначает ли подобная мозаичность отсутствие самой возможности существования науки о творчестве? Если эмпирический базис и теоретические обобщения, относящиеся к проблеме, позволяют создать единую систему знаний - можно считать, что рождается новая наука. К сожалению, проблема творчества до сих пор не создаёт целостного системного среза информации и поэтому не образует единую науку. Имеется лишь набор довольно разнородных сведений, основанных на различных философских предпосылках. Они освещают проблему творчества в различных аспектах и с разными целями. Некоторый набор рекомендаций по оптимизации творческой деятельности в различных областях - вот лучшее, что можно ожидать от разработок типа «Алгоритма изобретения» Г. Альтшуллера. Проблема творчества комплексная, она принадлежащая как философским, так и специальным наукам. Специфика её такова, что она с развитием знания все время ускользает от узкоспециального подхода и «окончательных решений» .

Как часто мы задаем себе вопросы и размышляем над ними? Именно размышляем, а не ищем готовые ответы у близких, друзей, в литературе или в интернете?

В современной жизни у серьёзных работодателей всегда пользуются спросом сотрудники, способные находить творческие решения поставленных задач. Таких людей часто называют креативщиками. В современном менеджменте даже сформировался термин «креативный класс».

Откуда же они берутся и почему это «дано не всем»? Почему основная масса людей являются замечательными исполнителями? Почему нестандартные решения обычных задач или уникальные музыкальные произведения не приходят в голову каждому человеку? И что же такое творчество? В чем его ценность?

С точки зрения научного знания определение термина «творчество» звучит так: «творчество это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей»

Википедия дает более развернутое описание этого понятия:

«Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

Творчество - это:

  1. деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  2. создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
  3. процесс создания субъективных ценностей.

Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика. Эвристика (от др.-греч. ευρίσκω (heuristiko), лат. Evrica - «отыскиваю», «открываю») - отрасль знания, изучающая творческое, неосознанное мышление человека. Эвристика связана с психологией, физиологией высшей нервной деятельности, кибернетикой и другими науками, но сама как наука ещё полностью не сформировалась.

В Древней Греции под эвристикой понимали систему обучения, практикуемую Сократом, когда учитель приводит ученика к самостоятельному решению какой-либо задачи, задавая ему наводящие вопросы. Понятие «эвристика» встречается в трактате греческого математика Паппа «Искусство решать задачи» (300 год н. э.).

Долгое время в основе творчества лежали методы проб и ошибок, перебора возможных вариантов, ожидание озарения и работа по аналогии. Так, Томас Эдисон провел около 50 тысяч опытов, пока разрабатывал устройство щелочного аккумулятора. А об изобретателе вулканизированной резины Чарльзе Гудиер (Goodyear) писали, что он смешивал сырую резину (каучук) с любым попадавшимся ему под руку веществом: солью, перцем, сахаром, песком, касторовым маслом, даже с супом. Он следовал логическому заключению, что рано или поздно перепробует всё, что есть на земле и, наконец, наткнется на удачное сочетание. Однако со временем такие методы начали приходить в противоречие с темпами создания и масштабами современных объектов.

Наиболее интенсивно поиском и разработкой эвристических методов занялись со второй половины 20 века, причём не только посредством изучения приемов и последовательности действий инженеров и других творческих работников, но и на основе достижений психологии и физиологии мозга».

На мой взгляд, понимание творчества как эксперимента наиболее верное. Как и в любом эксперименте есть изначально некие составляющие, ингредиенты. И есть некая цель. Чаще всего экспериментатор не имеет конкретных точных характеристик конечного продукта и заранее не знает, сколько времени уйдет на его получение.

Более того, любой экспериментатор не может дать стопроцентной гарантии, что результат эксперимента будет положительным. И всё же он идёт на этот эксперимент, ищет и творит.

Зачем? Почему? Что им движет? Почему не хочет идти проторенным путём? Хочется славы и признания? Или это потребность души, единственно приемлемый образ жизни?

Давайте попробуем вместе разобраться в этом.

Новорожденный младенец полностью зависим от окружения и представляет собой «открытую книгу». Он впитывает культуру, язык, традиции своей семьи. Затем круг общения увеличивается, ребенок включается в социум.

На каком-то этапе наступает момент, когда ребенок начинает проявлять индивидуальные свойства личности, не совпадающие с качествами окружающих. И тогда взрослые говорят: «Характер показывает...».

В период детства процесс творчества для любого ребенка является естественным. Дети не задумываются, насколько они красиво рисуют или поют. Они просто это делают от всей души, полностью погружаясь в процесс. И задача взрослых на этом этапе не учить ребенка, а создавать условия и направлять его энергию в позитивное, созидательное русло.

В процессе взросления человек приобретает новый опыт, новые качества, теряя при этом характерные черты ребенка. В том числе, потребность в творчестве и открытость окружающему миру. И этот процесс развития мы воспринимаем как нечто само собой разумеющееся. Наоборот, если взрослый человек проявляет признаки ребенка мы удивляемся, недоумеваем, и даже иногда осуждаем: «впал в детство», «ведёт себя как ребенок». Существуют определенные стереотипы, шаблоны поведения, которым должны соответствовать «нормальные» взрослые люди. А люди творческие, музыкальные, литературные или научные гении, как правило, «витают в облаках», «не от мира сего», «белые вороны» и т.д.

Если рассмотреть «белых ворон» поближе, то можно увидеть, что это люди, которые смело выражают свои, отличные от общепринятых взгляды и идеи. Они далеки от забот о хлебе насущном, их мало волнуют людские страсти. Существует немало примеров, когда человек, находящийся в процессе творения, забывал о времени, еде, сне, о тех, кто его окружает. И в этом состоянии он «как ребенок», он свободен, он плывёт по реке вдохновения, доверившись её течению.

Однажды ночью мне приснился сон. Я сижу за рулем и веду по дороге автомобиль. Я чувствую себя легко и свободно, я уверенна в себе. На дороге есть и другие участники движения, но мы легко движемся каждый в своём направлении, не пересекая траектории движения друг друга. И вдруг в какой-то момент мне приходит мысль: «А почему я еду, не меняя скорости и не останавливаясь на перекрестках? Неужели я нарушаю правила?» Смотрю на спидометр и пытаюсь снизить скорость, но машина не слушается, она движется сама по себе, тормоза не работают. Тогда я, прикладывая максимум усилий, сворачиваю с асфальта на грунтовую дорогу. Причем сознательно выискиваю грязь, лужи, препятствия, чтобы затормозить машину и остановиться естественным образом.

Сон был настолько ярким, что долго не выходил из моей головы. Любой водитель скажет, что в подобной ситуации в реальной жизни моя реакция была правильной.

После некоторого размышления я пришла к выводу, что на самом деле мой сон, очень похож на реальную жизнь. Пока любой человек свободен в душе, полностью отдает себя творчеству жизни, он легко, быстро, беспрепятственно и наиболее безопасно достигает своих целей. Но стоит нам вспомнить о правилах и ограничениях, как у нас тут же возникает страх, паника. Мы начинаем «терять контроль над ситуацией». В результате не только сворачиваем с пути, но самостоятельно направляем свою жизнь в «грязь», страдания, сами выискиваем препятствия на своём пути. А в некоторых случаях и сталкиваемся с другими «участниками движения», нанося им травмы и причиняя урон. И в итоге, в зависимости от приложенных усилий, либо «притормаживаем», либо совсем останавливаемся.

Творчество и страх несовместимы. Они не могут существовать одновременно. Ибо творчество не знает страха, а страх не может быть творческим.

Что такое страх и зачем он нужен мы поговорим в статье ».