Как делает печатает фотографии сальгадо. Фотограф Себастьян Сальгадо (Sebastião Ribeiro Salgado). Документальная лента о фотографе и человеке

Вим Вендерс обладает уникальной способностью использовать документальный фильм как окно в другие художественные сферы, будь то музыка (Buena Vista Social Club ), танец («Pina: Танец страсти»), или, как в его последнем фильме, фотографии. Вендерс является исполнительным продюсером фильма «Соль Земли», рассказывающем о бразильском фотографе Себастьяне Сальгадо , совместно с сыном Сальгадо Джулиано Рибейро. Фильм объединяет портреты работы Сальгадо и размышления о призвании фотожурналиста.

https://youtu.be/k1gEsMfdD0Q

«Соль» знакомит зрителей с более широким набором работ Сальгадо, чем, они, вероятно, встречались раньше. Нью-Йоркские зрители могут быть знакомы с серией «Бытие», выставленной в Международном центре фотографии в начале этого года, серией, изображающей неразвитые регионы мира. Снимки природы удивительно величественны по форме и объёму; серия изображает коренные общины, которые, однако, могут чувствовать себя неуютно. Если «Бытие», это та работа, по которой все узнают Сальгадо, то можно сделать выводы о его фото- и моральной философии. «Соль» показывает, что эти выводы, скорее всего, будут неправильными.


В качестве кинохроники стоит упомянуть, что Себастьян Сальгадо родился в Аиморес, штат Минас-Жерайс, Бразилия, сын зажиточного фермера и единственный мальчик среди семи сестёр. После идиллического детства среди природы, он изучал экономику в университете, и вместе со своей женой Лейлой Уаник Сальгадо стал участвовать в политике левых в 1960-х годах в Бразилии. Но под властью военной диктатуры, Бразилия была опасным местом для левых, поэтому Себастьян и Лейла эмигрировали в Париж. Сальгадо сначала хотел сделать карьеру в экономике, но растущая страсть к фотографии и поддержка Лейлы убедила его изменить карьерные планы. Лейла явно незамеченный герой в карьере Сальгадо, и авторы фильма хотели, чтобы зрители узнали её, как в коротких интервью, так и в повествовании Сальгадо, где он рассказывает о её финансовой и художественной помощи, позволившей ему принять профессиональные риски.


Наиболее мощными работами Сальгадо являются образы человеческих страданий. Его серии 1984-85 годов «Врачи без границ», «Сахель», «В конце пути» представлены очень удручающим портретом массового голода из-за засухи; можно себе представить, насколько мощной критикой распределения мировых ресурсов являются эти изображения. Во время съёмок с 1994 по 1999 год при очередном переезде, Сальгадо оказался на краю геноцида в Руанде, ведя хронику волн беженцев. Мы узнаем, что этот опыт поставил под сомнение его роль как фотокорреспондента: больше не было снятых во время путешествий взлётов и падений человечества, остались только снимки жестокости человека, общей бесчеловечности. «Мы, люди, ужасные животные» , — говорит он в «Соли». «Наша история – это история войн. Это бесконечная история, рассказ о безумии» .


Данное обсуждение его кризиса веры и откровения о беде Сальгадо и Лейлы, когда их второй сын родился с синдромом Дауна, самые личные моменты в фильме. Сальгадо раскрывает свои чувства чаще всего через свои сюжеты. Для того, чтобы переориентировать фильм, Вендерс заимствует немного фирменного стиля Вернера Херцога и повествует как бестелесный голос, иногда разделяя эту роль с Джулиано Рибейро Сальгадо. С такой озвучкой удобно работать, добавляя элементы личных отношений между кинематографистами и героем. Это позволяет сделать «Соль» сосредоточенной на Сальгадо не только как фотографе, но и как человеке. Фильм в целом построен в хронологическом порядке, где Сальгадо размышляет о своей карьере; приведённые фотографии занимают существенную часть экранного времени. Поэтому «Соль» в основном озвучена голосом Сальгадо, но есть также вставки голосов Вендерса и Джулиано Рибейро Сальгадо.

Согласно фильму, от депрессии Сальгадо спас переезд на его родную ферму в конце 1990-годов, и последующее изменение направленности творчества на природу вместо человека. На момент смерти отца Сальгадо ферме была в плохом состоянии; пышный окрестный лес был уничтожен. Лейла предложила пересадить его. После проб и ошибок им это удалось, теперь эта земля стала Институтом Терра – 17 000 акров успешно восстановленного леса.

«Соль» наиболее глубоко повествует о том, что значит быть фотографом-документалистом, свидетелем мира. В фильме есть рассуждения на тему того, где мудрый, увидев красоту и ужас, может вновь обрести веру. Сальгадо обрёл её в природе, не в человечестве. Чувствуется, что Вендерс и Джулиано Рибейро Сальгадо идентифицировали тихую философию фотографа с циклами Земли, что, несомненно, заметят зрители.





«Соль Земли» в настоящее время представлена в избранных театрах Лос-Анджелеса и Нью-Йорка, а в ближайшие месяцы будет представлена в большем количестве театров на территории США. Посетите

Себастьян Сальгадо (Sebastião Ribeiro Salgado) June 5th, 2013

Всё началось с нескольких фото, после чего я заинтересовался их автором.

Себастьян Сальгадо - доктор экономических наук, которого в возрасте более 40 лет неожиданно застигла страсть к фотографии. Его история заслуживает особого внимания и, как мне кажется, неотделима от его творчества.

Себастьян родился в 1944 году в Бразилии на ферме среди дождевых тропических лесов, где он каждый день был окружен буйством дикой природы. В возрасте около 15 лет он покинул свой дом, чтобы продолжить обучение в школе в ближайшем городке, который казался просто чудом урбанизации по сравнению с первозданными местами, где Себастьян вырос, ведь жители фермы сами потребляли все, что выращивали, и только раз в год отгоняли скот на рынок, покидая ферму.

В то время недовольство диктатурой охватывало Бразилию, и Себастьян Сальгадо был одним из множества молодых активистов левого движения. Однако молодые оппозиционеры должны были принять решение: остаться в стране, подвергаясь опасности, или покинуть её. Централизованным решением организации, к которой принадлежал Себастьян, стал отъезд его и многих других активистов, за границу. Себастьян переехал во францию со своей женой, где получил степень доктора наук и престижную должность в инвестиционном банке, его жена стала архитектором.

Прошли годы и уже не молодого Себастьяна охватила страсть к фотографии. Он бросил работу и все, чем занимался до этого, и стал принимать активное участие в различных проектах по всему миру. Он фотографировал все, что видел и в чем участвовал. Каждая его фотография - это взгляд на то, что окружало его.

Часто бывая в Африке и Латинской Америке Себастьян фотографировал жизнь людей. Это было страшное время для него. Вокруг умирали люди, тысячи людей от бедности и голода, ужасных условий труда. Чем дальше так продолжалось, тем больше становилось его разочарование в людях и фотографии.

Разочарование было настолько сильным, что здоровье Себастьяна стало стремительно ухудшаться. Он пошел к своему другу, врачу, и тот сказал ему, что необходимо прекратить такой образ жизни.

Тогда Себастьян поехал домой в Бразилию к своим постаревшим родителям. За полвека Бразилия прошла путь индустриализации, и от лесов, покрывавших половину его региона, осталась только половина процента. Ферма, стоявшая раньше среди первозданных лесов, была окружена всего лишь отдельными деревьями, а от тысяч голов скота осталось несколько сотен.

Родители передали ферму своему единственному сыну, но он не понимал, что ему теперь делать. Жена, видя все его страдания, предложила безумную идею возродить лес на том месте, где он был раньше. И они стали сажать деревья.

В это были вложены огромные средства, ведь чтобы возродить лес в этих местах требовалось посадить 2,5 миллиона деревьев. Многолетний труд стал приносить результаты, природа начала оживать. Такой вид приобрела ферма к 2011 году:

Видя, как пробуждается природа, Себастьян постепенно стал возвращаться к своему прежнему состоянию, и в 2004 году он снова начал фотографировать.

Тогда же стали появляться и необыкновенные фотографии первобытных людей, сделанные Себастьяном в глуши лесов Амазонки.

Фотографии, сделанные Себастьяном с 2004 года, объединяются в один большой проект с названием "Genesis". Эти фотографии - как бы презентация нашей планеты и должны напоминать нам, что у нас еще осталось и пока не поздно спасти.

Последним репортажем, завершающим проект Genesis, стала поездка Себастьяна в Сибирь и на Камчатку.

Фотографии Себастьяна Сальгадо - лучшее, что я видел за последнее время. И то, что его называют одним из лучших мастеров репортажа, звучит все равно слишком скромно и сдержанно.

Работы этого фотографа, подчеркивающего, что у него нет любимого снимка, привлекают пристальное внимание зрителей на протяжении многих лет. Лауреат престижных премий призывает вести полемику о проблемах современного мира и поиске их решений. Рассказывающий о судьбах других людей, Sebastiao Salgado регулярно радует своих поклонников новыми шедеврами, молчаливо повествующими не только о красоте, но и о смерти и разрушении.

Экономист, ставший знаменитым фотографом

Знаменитый мастер-документалист Себастьян Сальгадо родился в 1944 году в небольшом городке Айморес (Бразилия). Он поступает в университет Сан-Паулу, где получает степень магистра по экономике. После того как в стране устанавливается военная диктатура, юноша эмигрирует в Париж и устраивается на работу в международную организацию. Молодой человек вынужден много путешествовать по странам Африки.

Посмотрев однажды в объектив фотокамеры, которую приобрела его жена Лейла, он находит свое призвание. Сальгадо увольняется, заявляя, что его более не привлекает профессия экономиста. На четвертом десятке Себастьян полностью отдается фотографии, которая становится его главной страстью в жизни, и любимая поддерживает своего мужа, изменившего карьерные планы.

Начало карьеры

В 70-х годах прошлого века он сотрудничает с агентствами Sygma и Gamma на непостоянной основе, а уже через несколько лет его приглашает на работу известная компания Magnum Photos. Двадцать три года назад бразилец, ставший одним из самых влиятельных фотографов, организовывает с женой Лейлой свою студию Amazonas Images, получившую мировую известность. Теперь он сам дает себе задания и сам их исполняет.

Книги, вызвавшие резонанс в обществе

В 1977 году занимающийся любимым делом Себастьян Сальгадо приступает к работе над первым своим проектом, посвященным Латинской Америке. Семь лет он изучает культуру, различные верования, знакомится с богатой историей страны. Бедственное положение коренного населения поражает фотографа, а результатом его работы становится книга под многозначительным названием "Другие Америки".

Автор шокирующего заявление о том, что его работы не должны приравниваться к произведениям искусства, выпускает вторую книгу, в которой собраны снимки, посвященные последствиям страшной засухи на севере Африки. Главными героями являются жители тропической саванны, а также врачи и обслуживающий персонал. Работу "Сахель: человек в беде" высоко оценили профессионалы и покупатели, а знаменитый драматург А. Миллер назвал пронзительные снимки художника, исследующего неблагополучную жизнь людей, "актом глубочайшей веры".

Обрушившаяся критика и мнение автора

После выхода книг на Себастьяна Сальгадо обрушивается критика: многие высказывают мнение о том, что автор намеренно эстетизирует катастрофы, горе и беды жителей Африки и Латинской Америки. А зрители, которые видят все ужасы, больше испытывают не сострадание, а чувство бессилия. И, по мнению многих, бразилец просто злоупотребляет человеческими эмоциями, не опирающимися на конкретные действия.

Однако обладающий индивидуальным стилем фотограф категорически не согласен с таким подходом. Через судьбы других людей он показывает и свою, честно рассказывая о семье. Его выразительные монохромные фотографии не оставляют никого равнодушным, и неслучайно творчество гениального мастера по силе воздействия сравнивают с произведениями Леонардо да Винчи. Отражающий изнанку современного общества, Себастьян Сальгадо сочувствует человеческой трагедии, а не смотрит на нее свысока. Он правдиво показывает ужасающую бедность населения, проживающего в странах так называемого третьего мира, военные конфликты, уносящие жизни женщин и детей.

Диалог с вечностью

Самыми мощными работами фотографа являются те, в которых он сосредотачивается на людских страданиях: снимки жестокости и бесчеловечности вызывают противоречивые чувства. Себастьян Сальгадо, в фотографиях которого зрители видят диалог с вечностью, словно останавливает время. Черно-белые произведения, похожие на полотна художников Ренессанса, полны деталей, точно передающих мрачное настроение их автора. Говоря о смерти, мастер показывает ее как самый страшный процесс, который коснется каждого, и любой ракурс, взгляд, жест становятся значимыми.

Себастьян, насмотревшийся жестокости и ужасов за то время, что путешествовал по Африке, убеждает всех в аморальности боевых действий и видит норму только в мире. Бразилец признается, что давно потерял веру в людей и прошло немало времени прежде, чем он вышел из состояния отчаяния.

Попытка найти себя в природе

На замысел нового проекта под названием "Генезис" Себастьяна Сальгадо натолкнула история с фамильным ранчо, которое погибало. Из-за того, что были вырублены окружающие леса, началась экологическая катастрофа, и зеленые поля превращались в выжженную пустыню. В конце 90-х годов прошлого века фотограф с супругой восстанавливает часть Атлантического леса в Бразилии, превращая эти земли в заповедник, и работает над созданием фонда, занимающегося охраной окружающей среды страны. Genesis - это один из последних проектов Себастьяна Сальгадо, доносящего до зрителя мысль, что еще можно успеть спасти нашу планету, пока не стало поздно.

Главной мыслью серии фотографий девственных уголков нашей планеты является попытка найти себя в природе, которую он воспринимает как землю обетованную.

Размышления о гармонии и красоте

Побывавший более чем в 120 странах, талантливый фотограф изучает проблемы с самых разных углов. Он рассказывает зрителю о судьбах других людей, однако в последние годы его очень интересуют природоохранная деятельность и экология. Девять лет назад Себастьян Сальгадо, биография которого служит ярким примером того, как человеческая жизнь может круто поменяться, выпускает книгу "Бытие". Это его размышления о гармонии в природе, красоте, культурных традициях людей из далеких от технического прогресса стран, где не знают о благах цивилизации.

Документальная лента о фотографе и человеке

В 2014 году на экраны выходит документальный фильм о творчестве Себастьяна Сальгадо "Соль земли", режиссерами которого выступили известный В. Вендерс и сын фотографа Джулиано. Удостоенный приза Каннского фестиваля, он знакомит не только с работами великого мастера, но и приоткрывает тайны личной жизни бразильца. Лейла, многое сделавшая для своего супруга и поддерживающая его на протяжении всей жизни, дает короткие интервью, и авторы ленты раскрывают личность женщины, остающейся в тени знаменитости.

Кроме того, в картине очень откровенно рассказывается о проблемах семьи, в которой второй сын родился с синдромом Дауна. Себастьян, размышляя о вере и горе, не скрывает чувства отчаяния, охватившего его. Поэтому лента повествует не только о полностью отдающемся работе Сальгадо-фотографе, но и показывает его как переживающего человека. Однако многочисленные снимки все же занимают большую часть документального фильма. "Соль земли" - это глубокое философское произведение, в котором работы во весь экран комментируются автором за кадром, а монолог мастера воспринимается как подпись к каждому снимку. Лента производит невероятное впечатление даже с выключенным звуком.

Призыв к состраданию

Авторские работы Себастьяна Сальгадо ("Дети", "Миграция", "Земля" и другие) отличаются не только богатым внутренним миром, но и грамотно выстроенной композицией. Считающий, что хороший снимок - это результат взаимодействия фотографа и его героя, он вживается в проблемы других людей. Мастер четко понимает, кто стоит перед ним, и от получившихся портретов нельзя оторвать глаз. Это словно стоп-кадры из художественного кино, побуждающие зрителя к мощным эмоциям и переживаниям. Сальгадо, обладающий уникальным даром, призывает нас к главному - не быть равнодушными.

Талантливый художник, несмотря на возраст, полон новых идей. Его история жизни и творчества - это прекрасный образец человека, меняющего современный мир к лучшему.

Себастьян Сальгадо (Sebastião Ribeiro Salgado) - фотограф с бразильскими корнями, живущий в Париже, один из самых знаменитых фотожурналистов мира. По версии "PDN Magazine" от входит в тридцатку наиболее влиятельных фотографов последнего десятилетия. За годы его работы было создано огромное количество выдающихся снимков, прославивших его, как фотохудожника и фотожурналиста.

У Себастьян Сальгадо свой узнаваемый стиль.

Большое внимание фотограф уделяет простым людям, рабочим, а так же природе.

Начало биографии

Родился будущий фотограф 8 февраля 1944 года на маленькой ферме в Бразилии. Когда ему было пять лет, семья переехала в маленький городок, а когда исполнилось пятнадцать, они поселились в другом, более крупном городе. Здесь он встретился со своей будущей женой Лелией, а в 1967 году Сальгадо с семьей переехал в Сан-Паулу. В этом городе он поступил в университет на экономический факультет и даже не помышлял о фотографии. После окончания учебы по линии Всемирного банка был направлен в Африку.

Из книги «Сахель: человек в беде»

Первые шаги

На африканском континенте начинает фотографировать, используя для съемок фотоаппарат Лейка. Сначала это были любительские фото, а в 1973 году, увлекшись фотосъемкой, Сальгадо решает покончить с карьерой экономиста, и становится фоторепортером. По политическим причинам семья иммигрирует во Францию. В 1979 году его приглашают в одно из самых знаменитых объединений фотографов-документалистов «Magnum Photos». Первые годы фотограф занимается новостными репортажами и политическими обзорами, в скором времени его профессиональная деятельность начинает концентрироваться вокруг социальных проблем.

Отдельного внимания достойны портреты фотограф.

Из книги «Другие Америки»

Признание таланта

В поле зрения его репортажей - засуха и голод в Африке, бедные кварталы Латинской Америки. Он освещает войны в Анголе и в Испанской Сахаре, покушение на Рональда Рейгана, операцию Энтеббе и множество других известных происшествий. В 1986 году вышла его книга «Другие Америки», за ней последовала вторая, которая называлась «Сахель: человек в беде». Фотоальбомы принесли фотографу признание и мировую известность. Он показал себя не только как фотожурналист, но и как фотохудожник. Были и другие проекты, и фотоальбомы, посвященные тяжелому положению рабочих и проблемам международной миграции.

Природоохранные проекты

В 1994 году Сальгадо выходит из состава «Magnum Photos» и открывает собственное маленькое агентство «Amazonas Images» с одним фотографом, роль которого исполнял сам Себастьян. Вместе с женой они занимаются не только фотографической деятельностью, но и реализуют природоохранные проекты. На месте фермы, где родился фотограф, была создана общественная организация «Институт Земли». Главная цель проекта - просветительская деятельность и охрана лесов. В 1998 году, благодаря усилиям Сальгадо, на этих землях был открыт заповедник. На протяжении десяти последующих лет на территории заповедника было высажено более миллиона саженцев деревьев.

Проект Генезис

Новый проект, посвященный нетронутым цивилизацией местам, тоже имеет отношение к природоохранной деятельности. Работа над проектом началась на Галапагосских островах, продолжилась на Камчатке, в Антарктиде, Руанде, Патагонии и в родной Бразилии. На начало проекта фотографу исполнилось шестьдесят лет, он полон энергии и творческих сил. Так же о фотографе был снят документальный фильм «Соль Земли».

Показать html-код для вставки в блог

Фотограф Себастьян Сальгадо (Sebastião Ribeiro Salgado)

Себастьян Сальгадо (Sebastião Ribeiro Salgado) - фотограф с бразильскими корнями, живущий в Париже, один из самых знаменитых фотожурналистов мира. По версии "PDN Magazine" от входит в тридцатку наиболее влиятельных фотографов последнего десятилетия.

Читать подробнее

Себастио Сальгадо (Sebastiao Salgado) – это известный бразильский фотограф-документалист. Он прославился, прежде всего, благодаря своим великолепным портретным снимкам мигрантов и простых разнорабочих, а также живописным фотографиям девственных земель, незатронутых промышленным производством и современным укладом жизни. Себастио Сальгадо можно назвать одним из самых узнаваемых и знаменитых фотожурналистов современности, который был удостоен множества почетных наград, в том числе премии WorldPressPhoto в 1994 году и Художественной премии принца Астурийского в 1998 году.

Будущий мастер документальной фотографии родился в Бразилии в маленьком провинциальном городке в 1944 году. Здесь он провел свое детство и юношеские годы, а также получил высшее образование и степень доктора философии по экономике в университете Сан-Паоло. В Бразилии он встретился со своей будущей супругой – Лелией Делуиз Уаник, которой предстояло сыграть важную роль в его дальнейшей судьбе.

В начале 70-х годов Себастио Сальгадо вместе с семьей переезжает в Европу. Он устраивается на работу экономистом в крупную международную компанию, занимающуюся продажей кофе, и начинает ездить по командировкам. Жена тем временем остается в Париже и знакомится с местной архитектурой, регулярно прогуливаясь по красивым улочкам французской столицы. В один прекрасный день она решает приобрести фотоаппарат, чтобы запечатлеть на снимках различные архитектурные сооружения и красивые здания.

Удивительно, но эта покупка фотокамеры становится переломным моментом в жизни ее супруга. Интерес жены к фотографии быстро передается Себастио, который вспоминал впоследствии: «Моя жена купила фотоаппарат, когда изучала архитектуру в Париже. Я до этого никогда не фотографировал, но, взяв камеру в руки и посмотрев в видоискатель, получил огромное удовольствие».

Фотография полностью увлекла его, и вскоре он приобрел уже собственную «Лейку», которую начал брать с собой в заграничные поездки. В начале 70-х годов он много путешествовал по Африканскому континенту в рамках программы Международного Банка, не забывая делать яркие и интересные снимки. Это путешествие по Африке становится для Себастио Сальгадо последней деловой поездкой, совершенной им в должности экономиста. Он решает полностью перевернуть свою жизнь и стать профессиональным фотографом. «Уж слишком огромным было удовольствие» — словно в свое оправдание говорил впоследствии Себастио.

Надо сказать, что он довольно быстро достиг успеха на новом для себя поприще, став новостным фотографом. Начиная с 1973 года, Себастио освещает самые разные события, происходящие в мире – от войны в Анголе и Испанской (Западной) Сахаре до покушения на президента США Рональда Рейгана и легендарной операции Энтеббе по освобождению израильских заложников. Журнальные и газетные публикации с яркими и живыми снимками сделали его известным в фотографических кругах. Благодаря этому в 1979 году бразильского фотографа пригласили в фотоагентство «Magnum Photos» — самое знаменитое и уважаемое объединение фотографов-документалистов в мире.

Один из самых известных крупных фотографических проектов Себастио Сальгадо относится к периоду 1977 – 1984 годов. В течение практически семи лет он работал над темой, целиком посвященной Латинской Америке – ее культурной многоликости, современному укладу обычных жителей. Об этом проекте сам Сальгадо рассказывал следующее: «Я наблюдал как передо мной в медленном, крайне ленивом темпе – темпе, который символизирует скорость течения времени в этом регионе – протекает поток различных культур, столь схожих между собой своими верованиями, историей и страданиями».

Для бразильского мастера это было словно путешествие во времени на семь веков назад. Результатом грандиозной фотографической работы стало издание в 1986 году книги «Другие Америки» («Other Americas»), в которой он сумел собрать документальные свидетельства жизни коренных народов и крестьян Южной Америки. На фотографиях Себастио Сальгадо можно было увидеть, насколько бедственным и тяжелым является положение этих народов.

Следующий крупный проект был представлен бразильским фотографом в том же 1986 году. На этот раз в объектив его фотокамеры попали терпящие бедствие районы на севере Африки, которые пострадали от сильнейшей засухи. На страницах книги «Сахель: Человек в Беде» («Sahel: Manin Distress») Себастио Сальгадо предлагает фотографический рассказ о мужестве тех, кто пришел на помощь страдающим африканцам – о медсестрах и докторах из международной орагнизации «Врачи без границ», инженерах и рабочих. Но самое большое внимание было уделено, конечно, самим жертвам катастрофической засухи и голода. Эти два фотоальбома о Южной Америке и Африке принесли Себастио Сальгадо мировую славу и сразу сделали его одним из самых знаменитых фотожурналистов в мире.

Продемонстрировав невероятный талант фотохудожника, бразильский мастер документальной фотографии приступил к следующему крупному проекту, который он посвятил людям, занятым тяжелым физическим трудом. В уникальный фотографический альманах под названием «Рабочие: Археология индустриальной эпохи» («Workers: anarcheology of theindustrialera») вошло триста пятьдесят черно-белых снимков, повествующих о нелегкой судьбе рыбаков, строителей, шахтеров, сталеваров, ткачей и разнорабочих. Герои его ярких и пронзительных фотографий выполняют тяжелую физическую работу своими руками, несмотря на присутствие в современном мире машин, автоматизированных роботов и компьютеров.

Для того, чтобы создать этот проект, Себастио Сальгадо пришлось объехать множество стран. Он снимал строителей дамб в Индии, работников рудников в Индонезии, собирателей чая в Руанде, сборщиков кораблей в Китае. Сделанные им фотоснимки воздают должное людям труда, которые каждый день борются за средства к существованию, работая в невероятно сложных условиях.

С течением времени масштабность реализуемых Себастио Сальгадо фотографических проектов только возрастает. В 90-е годы он начинает работать над такой сложной и актуальной проблемой современной цивилизации как миграция людей. Для того, чтобы получить живые, запоминающиеся свидетельства массовой миграции, он посетил сорок семь стран мира. Взяться за эту сложную тему Себастио Сальгадо побудили собственные воспоминания и личные мотивы: «Я знаю о миграции не понаслышке. Я родился на бразильской ферме. В пять лет я стал жить в маленьком городе. В пятнадцать я покинул этот город и переехал в другой – среднего размера с населением 120 тысяч человек. Здесь я встретил свою будущую жену ЛелиюДелуизУаник. 33 года назад мы переехали жить в Сан-Паулу, затем по политическим причинам были вынуждены бежать во Францию. Даже сегодня я – иностранец, живущий в чужой стране».

В течение шести лет он фотографировал мигрантов в различных странах, а плоды его колоссальной работы были представлены в 2000 году в двух великолепных фотоальбомах «Миграция: Человечество в движении» («Migrations: Humanity in Transition») и «Дети: беженцы и мигранты» («TheChildren: Refugeesand Migrants»).

В 1994 году бразильский фотограф выходит из состава знаменитого «Magnum Photos», чтобы создать свое собственное, небольшое фотоагентство «Amazonas Images». Помимо этого, вместе со своей женой Сальгадо начинает активно заниматься природоохранной деятельностью. Семейная пара выкупила часть земли в Бразилии, добилась придания им статуса заповедника и стала помогать в восстановлении лесов. Вместе со своей супругой Себастио Сальгадо даже основал в Бразилии «Институт Земли» («InstitutoTerra»), основной целью которого стала охрана лесов и осуществление просветительской деятельности в этом важном направлении. Только за десять лет на территории созданного ими заповедника было высажено более миллиона деревьев.

Последний грандиозный фонографический проект бразильского мастера связан как раз с природоохранной деятельностью. Проект под названием «Бытие» («Genesis), пожалуй, самый амбициозный и сложный в творчестве Себастио Сальгадо. В нем он решил показать и одновременно доказать людям, что на нашей планете еще остаются уголки практически незатронутые человеческой цивилизацией. Он фотографировал на Галапагосских островах среди гигантских черепах и морских игуан – в том месте, где в 30-е годы XIX столетия Чарльза Дарвина впервые посетили идеи об эволюции. Кроме того, Сальгадо снимал в Эфиопии, на Камчатке, Антарктиде, Руанде, Патагонии, родной Бразилии и многих других девственных уголках мира.

В России знаменитый фотограф-документалист совершил уникальное путешествие к ненцам, живущим на севере Сибири. Представителей этого народа осталось на сегодняшний день всего около сорока двух тысяч человек. Их жизнь в условиях тридцатиградусных сибирских морозов целиком связана с оленями, которые обеспечивают ненцев едой, транспортом и одеждой. Зимой ненцы живут в селениях недалеко от полуостровов Канин и Таймыр рядом с реками Обь и Енисей, а в летний период, когда жара становится слишком изнуряющей и жаркой для оленей, они уходят ближе к Арктическому кругу. Кажется, что жизнь этого народа – это сплошное выживание, однако удивительно яркие и колоритные фотографии Себастио Сальгадо показывают нам, что эти люди живут в полной гармонии с природой.

Как отмечает сам бразильский фотограф: «Главная проблема сейчас заключена в городах. Мы животные, рожденные землей вместе с другими видами. С тех пор как мы начали жить в городах, мы стали глупее, а вовсе не умнее. В течение сотен тысяч лет нам помогала выживать наша духовность, наша связь с землей. Сегодня мы оказались изолированными, и нам необходимо что-то сделать, чтобы это исправить». В своем проекте «Бытие» Сальгадо словно пытается вернуть человечество к началу жизни на планете и подталкивает зрителя переосмыслению местаи роли человека в окружающей среде.

Несмотря на то, что работы Себастио Сальгадо повествуют об ужасах и актуальных проблемах современного мира, они в то же время отличаются невероятной красотой и притягательной силой. Однако сам автор призывает смотреть на его фотоснимки исключительно как на документальные свидетельства и плод работы фотожурналиста: «Я не хочу, чтобы на мои фотографии смотрели как на произведения искусства». В своих проектах мастер документальной фотографии уделяет внимание судьбам людей, восхищается человеком и природой, заставляет задуматься о сохранении нашего общего дома и каждого отдельного уголка планеты.

Сегодня фотографии Себастио Сальгадо выставляются по всему миру в музеях и галереях, его фотоальбомы выпускаются многотысячными тиражами, яркие и запоминающиеся снимки занимают достойное место в книгах и на электронных носителях. В возрасте шестидесяти лет бразильский фотограф начал работать над своим эпическим проектом «Бытие» («Genesis), на реализацию которого он отвел себе восемь лет. Тогда он говорил, что этот проект станет для него последним в качестве фотографа. Однако сейчас он уже так не думает. Себастио признается, что сможет фотографировать до самого конца: «То удовольствие, которое я получал от своих первых фотографий, до сих пор никуда не ушло. Это огромное удовольствие». Может быть, мы увидим еще немало интересных фотографических проектов в его исполнении.