Миндовг - русская историческая библиотека. Миндовг — единственный король Литвы Литва и Черная Русь. – Объединительная деятельность Миндовга. – Его крещение и ловкая политика. – Возвращение к язычеству и гибель Миндовга. – Смуты в Литовско-Русском княжении

В каком году родился Миндовг, первый великий князь Литовский, точно не известно приблизительно,

это было между 12 -13 веком. Происходил он из богатого балтского рода, но про его отца очень мало сведений, он был очень богатый и влиятельный человек и иногда, что бы задобрить Миндовга, ему говорили, что его отец был могущественным властителем и не имел себе равных в Литве.

С самого детства его учили военному делу, и сам он не раз ходил в походы на соседей, которые сделали из него профессионального война и полководца. В тот час, когда сосед нападал на соседа, на севере появился Ливонский орден, а рядом по югу прошлась монголо-татарская орда, хороший полководец был на вес золота, так как только он мог защитить от врагов город или княжество.

Тесные связи Новогрудка с балтскими пленами, дали возможность пригласить самого сильного воеводу Миндовга, на княженье в город. Миндовг, потерпев поражения в междоусобной войне пришёл в Новогрудок где его сделали князем, а он, получив деньги и войска, завоевал и присоединил свои бывшие владения к Новогрудку, так зародилось Великое княжество Литовское с центром в Новогрудке.

Первые упоминания Миндовга, как князя Литовского в Новогрудке, можно найти в летописях от 1248 года, когда Миндовг выгнал своих племянников Тавтивила и Эрдивила, а земли их захватил. Так же, о том, что в тот час Миндовг, уже был в Новогрудке, свидетельствует зимний поход 1249 -1250 года, Волынского войска против Миндовга, целью которого был Новогрудок. С этого похода началась пятилетняя война с Галицко-Волынскими князьями, в период которой, в летописях, Новогрудок стал упоминаться как столица Литвы с князем Миндовгом.

Следующим важным мудрым и дипломатическим шагом Миндовка, стало принятие католической веры. Крещение Миндовга произошло в начале 1251 года. Обряд крещения проводил священник Ливонского ордена отец Христиан. Вместе с Миндовгом приняли обряд крещения его жена Марта и двое младших сыновей Рукль и Репекаль, старший сын Войшелак, уже был православным. После крещения, Миндовг отправил послов к Папе с письмами, в которых сообщал о своём крещении, и просил Папу Римского принять его вместе со всем княжеством под опеку католической церкви. Папа выразил своё согласия в специальной приготовленной буле.

После крещения, Ливонский орден стал союзником Миндовга, и ему уже не приходилось воевать на две стороны, в пятилетней войне, которая закончилась в 1254 году. Наладив переписку с Ватиканом, Мидовгу удалось договориться о предоставлении ему королевского сана. Коронация произошла в 1253 году.

Королевством Литва была до 1260 года, в этом году, жемойтский войска разбили крестоносцев возле озера Дурбе, тем самым поставив орден на грань уничтожения, и так как орден сильно ослаб, а Жемойты обещали признать его власть на своих землях, Миндовг, отказался он католической веры, и прекратил контакты с Римом.

Смерть жены Миндовга, стала причиной и его скрой гибели. Он пригласил сестру соей жены на похороны и не отпустил её обратно, объяснив её это тем, что умирая, его жена Марта, завещала жениться на не ней, так лучше неё детей ни кто не присмотрит. Муж сестры Довмонт Нальшанский промолчал, но обиду не забыл, и ждал момент, что бы отомстить. Этот момент настал в 1263 году, Миндовг отправил военный поход в Брянск, к нему должен был присоединиться и Довмонт, но он неожиданно повернул назад и напал на двор Миндовга, убив его вместе с сыновьями Руклем и Репеклем. После смерти Миндовга, начался кризис в ВКЛ, но княжество Литовское смогло устоять и продолжить своё развитие.

Великое княжество Литовское при Гедимине

С 1316 по 1341 год на престоле Великого княжества Литовского находился Гедимин. Он оказался выдающимся государственным и политическим деятелем, прекрасным военачальником. За время своего правления он постоянно стремился расширить и укрепить границы Великого княжества Литовского. В 1320 году Гедимин предпринял поход на Владимир Волынский и захватил его. Потом ему сдался Луцк. Бояре, собравшиеся по всей Волыни, признали его своим князем, сохранив прежние права, обычаи и веру. Через год Гедимин двинулся на Киев. Для него было очень важным присоединить к Великому княжеству Литовскому эту древнерусскую духовную и политическую столицу. Он разбил объединенные силы южно-русских князей и татар и после месячной осады вынудил Киев сдаться. После взятия Киева Гедимину сдались Переяславль, Путивль, Черкасы и другие города. Такой же активной была политика Гедимина и на западном направлении. В 1320 году королем польским стал В. Лакетка. С его приходом на трон связи между Польшей и Великим княжеством Литовским усилились, что вызвало появление враждебной каолиции мазовецких князей и крестоносцев. Вскоре к этой каолиции присоединились галицко-волынские князья. Однако особым согласием участников эта каолиция не отличалась. В 1323 году между мазовецкими князьями начались споры. Этим воспользовался Гедимин. Он направил в Мазовию дружину своего зятя Давида Городенского, который без труда прошел всю мазовецкую землю, взял богатый порт Добжинь и крепость. Чтобы окончательно заставить польского короля отказаться от планов захвата Галицко-Волынской Руси, а мазовецкого князя – от союза с орденом, Гедимин повторно направил на юго-запад сильную дружину Давида Городенского, который занял земли Брестского и Дрогичинского княжеств и вернулся в Мазовию. В результате похода было захвачены в плен около четырех тысяч человек, разрушено множество сел и костелов. Король Польши предложил Гедимину заключить соглашение, представляющее союз двух государств против совместных врагов, главным среди которых были крестоносцы. Земли Брестского и Дрогичинского княжеств были признаны окончательно воссоединенными с Великим княжество Литовским, а польский король женился на дочери Гедимина Альдоне. Весной 1325 года в Краков вместе с Альдоной было направлено огромное приданое и более двадцати тысяч освобожденных поляков, плененных за время военных столкновений. В следующем году Гедимин помог польскому королю в его попытке освободить захваченные немцами польские земли в Бранденбургии. Гедимин был не только искусным военачальником, но и прекрасным дипломатом. В 1331 году он захватил Владимир Волынский, но понимая, что не сможет удержать завоеванное, а еще и наживет врага в лице галицко-волынского князя Болеслава-Юрия, он возвратил ему добычу и выдал за него свою дочь Ефимию. Такое умение выигрывать, даже уступая, было одной из характерных черт дипломатии великого князя. Занимаясь военными и дипломатическими делами, Гедимин широко развернул административно-хозяйственную работу. В начале 1323 года он обратился в европейские страны и прибалтийские города с призывом к рыцарям, купцам, ремесленникам и крестьянам переселяться в Великое княжество Литовское, обещая им охрану и заботу. Тех, кто переселился, он щедро наделял землей и освобождал от налогов. Такая политика Гедимина принесла свои плоды. В княжество начали приезжать люди из западноевропейских стран, а также из русских земель, которые в то время были захвачены монголо-татарами. В политической жизни Великого княжества важное место занимали проблемы религии, так как в нем было распространено несколько вероисповеданий. Огромное пространство населяли православные, в северо-западной части проживали литовцы и жемайты, которые были язычниками; здесь жили спасавшиеся от крестоносцев пруссы и ятвяги, сохранявшие свою веру. Переселившиеся из западноевропейских стран католики, также постепенно укрепляли свою веру. Однако главенствующую роль в общественной жизни играла православная церковь. Православные храмы были почти во всех крупных населенных пунктах. В монастырях обучались грамоте дети феодалов, аристократов и зажиточных горожан. Уровень подготовленности служителей православной церкви в Великом княжестве Литовском был очень высок. Об этом свидетельствует перевод в конце XIII века из Полоцка в Тверское княжество в качестве епископов богословов Андрея и Симеона. Великие князья хорошо понимали роль и ценили деятельность православной церкви в укреплении общества, единства государства и развитии его культуры. Предшественник Гедимина Витень уже предпринимал меры по созданию в княжестве отдельной зависимой от константинопольского патриарха митрополии. В 1317 году в результате определенных усилий Гедимина, продолжившего это дело, митрополия была создана. Первым митрополитом в Великом княжестве Литовском был Феофил. Резиденцией его был Новогрудок, а собор Бориса и Глеба стал кафедральным. В 1330 году после смерти Феофила московскому митрополиту удалось опять подчинить себе все епархии Великого княжества и Галицко-Волынской Руси. Тогда Гедимин и Болеслав упросили патриарха назначить в их княжества независимого от Москвы митрополита. В 30-е годы XIV века, когда отношения между Великим княжеством Литовским и Польшим, стали более прохладными, Гедимин начал укреплять границы свего княжества с Польшей. На это ответственное дело он назначил своего сына Кейстута, наделив его самым большим наделом, равным почти всей Польше, в который входили Жемайтская, Трокская, Гродненская, Дрогичинская и Брестские земли. Десять лет отец и сын совместно укрепляли границы, строя замки, крепости и укрепления, в которых во время нашествия неприятеля могли бы укрываться люди. Совершенствовалась организация обороны, делались засеки и завалы. Создавалось народное ополчение, обязательным стал выход на войну всех взрослых мужчин. Теперь каждую крепость охраняла специальная сторожевая служба, воинов которой хорошо вооружали и обучали военному делу. В случае нападения врага каждый знал, что и где он должен делать. Укрепляя границы с Польшей, Гедимин укреплял старые крепости и на границах с орденом строил новые. На левом берегу Вилии он построил замок и основал Вильно, куда в 1323 году перенес столицу Великого княжества из Новогрудка. По его мнению на новом месте столица будет менее уязвима для внешних нападений по сравнению с Новогрудком. Об основании города легенда рассказывает, что Гедимин приехал на охоту со своей свитой в густые леса на берегу Нярис. Он устроился на ночлег на высоком холме, где в Нярис впадает Вильня. Ночью ему приснилось, что на горе появился железный волк, его вой разносился далеко по всей округе. Верховный жрец Лиздейка так истолковал сон: боги велят Гедимину основать здесь город, который будет непобедим, и слава о нем разнесется по свету. Своих сыновей Гедимин наделял землями и помогал им выполнять сложные княжеские обязанности. Так, старший его сын, Мовид получил два княжества – Слонимское и Керновское; среднему сыну Кориату, было отдано Новогрудское княжество с Волковыском и Мстибовом. Младшему, Явнуту, отец отдал Кривоградское с новым замком – крепостью Вильно, а также Ошмянщину, Велкомирщину и Браславщину. Княжившего в Полоцке сына Ольгерда, Гедимин женил на витебской княжне Марии, которая в качестве приданого получила от отца, последнего из княживших Рогволодовичей, Ярослава Васильевича Витебское княжество. От отца Ольгерд получил Кревское княжество. Люборт Гедиминович женился на дочери луцкого князя Андрея Юрьевича и в получил в приданое Луцкое княжество. Еще один сын Гедимина, Наримунт, стал наследником и утвердился в обширном Пинском княжестве. Таким образом Гедимин успешно завершил усилия предшественников и подчинил разрозненные и ослабленные западнорусские княжества. Его власть в первой половине XIV века была распространена почти на все белорусские земли. В 1341 году Гедимин предпринял попытку освободить захваченную крестоносцами крепость Вилюену. К этому времени крестоносцы уже располагали огнестрельным оружием и встретили наступавших сильным огнем. Одна из пуль попала в Гедимина. Весть о его гибели потрясла всю страну. Князя Ольгерда она застала под Москвой, где он осаждал Можайск; Люборта и Кейстута – в походе против короля польского Казимира. Все сыновья, оставив дела, прибыли на похороны отца. Похоронен был Гедимин согласно языческому обычаю.

В каком году родился Миндовг, первый великий князь Литовский, точно не известно. Приблизительно,

это было между 12 -13 веком. Происходил он из богатого балтского рода, и про его отца имеется очень мало сведений, известно, что он был очень богатым и влиятельным человеком и иногда, что бы задобрить Миндовга, ему говорили, что его отец был могущественным властителем и не имел себе равных в Литве.

С самого детства Миндовга учили военному делу, и сам он не раз ходил в походы на соседей, которые сделали из него профессионального война и полководца. В тот час, когда сосед нападал на соседа, на севере появился Ливонский орден, а рядом по югу прошлась монголо-татарская орда, хороший полководец был на вес золота, так как только он мог защитить от врагов город или княжество.

Тесные связи Новогрудка с балтскими пленами, дали возможность пригласить самого сильного воеводу Миндовга, на княженье в город. Миндовг, потерпев поражения в междоусобной войне пришёл в Новогрудок, где его сделали князем, а он, получив деньги и войска, завоевал и присоединил свои бывшие владения к Новогрудку, так зародилось Великое княжество Литовское с центром в Новогрудке.

Первые упоминания Миндовга, как князя Литовского в Новогрудке, можно найти в летописях от 1248 года, когда Миндовг выгнал своих племянников Тавтивила и Эрдивила, а земли их захватил. Так же, о том, что в тот час Миндовг, уже был в Новогрудке, свидетельствует зимний поход 1249 - 1250 года, Волынского войска против Миндовга, целью которого был Новогрудок. С этого похода началась пятилетняя война с Галицко-Волынскими князьями, в период которой, в летописях, Новогрудок стал упоминаться как столица Литвы с князем Миндовгом.

Следующим важным мудрым и дипломатическим шагом Миндовка, стало принятие католической веры. Крещение Миндовга произошло в начале 1251 года. Обряд крещения проводил священник Ливонского ордена отец Христиан. Вместе с Миндовгом приняла обряд крещения его жена Марта и двое младших сыновей Рукль и Репекаль, старший сын Войшелк , уже был православным. После крещения, Миндовг отправил послов к Папе с письмами, в которых сообщал о своём крещении, и просил Папу Римского принять его вместе со всем княжеством под опеку католической церкви. Папа выразил своё согласия в своей буле.

После крещения, Ливонский орден стал союзником Миндовга, и ему уже не приходилось воевать на два фронта, в пятилетней войне, которая закончилась в 1254 году. Наладив переписку с Ватиканом, Мидовгу удалось договориться о предоставлении ему королевского сана. Коронация произошла в 1253 году.

Королевством Литва была до 1260 года, в этом году, жемойтский войска разбили крестоносцев возле озера Дурбе, тем самым поставив орден на грань уничтожения, и так как орден сильно ослаб, а Жемойты обещали признать его власть на своих землях, Миндовг, отказался от католической веры, и прекратил контакты с Римом.

Смерть жены Миндовга, стала причиной его скрой гибели. Он пригласил сестру своей жены на похороны и не отпустил её обратно, объяснив это тем, что умирая, его жена Марта, завещала жениться на своей сестре, так как лучше её детей ни кто не присмотрит. Муж сестры Довмонт Нольшанский промолчал, но обиду не забыл, и ждал момент, что бы отомстить. Этот момент настал в 1263 году, Миндовг отправил военный поход на Брянск, к нему должен был присоединиться и Довмонт, но он неожиданно повернул назад и напал на двор Миндовга, убив его вместе с сыновьями Руклем и Репеклем. После смерти Миндовга, начался кризис в ВКЛ, но Литовское княжество смогло устоять и продолжить своё развитие.

Миндовг (ок. 1195 - 12 сентября 1263) - основатель первой династии литовских князей, король Литвы с 1253 года.

Имя и происхождение

В исторических источниках имя князя встречается в формах - др.-рус. Мендог, Мендольф, лат. Mindowe, нем. Myndowen.

По мнению литовского историка Томаса Баранаускаса, имя Миндовг происходит от литовских слов mintis (мысль) и daug (много) и буквально означает многомыслящий.

Из достоверных источников происхождение Миндовга неизвестно. Ливонская рифмованная хроника указывает только, что отец Миндовга был могущественным королём (knig gros), но не называет его по имени. По мнению Вячеслава Носевича, наиболее вероятно, что его отцом был Довгерд, неоднократно упомянутый в хронике Генриха.

В недостоверных источниках происхождение Миндовга описывается по-разному. По белорусско-литовским летописям XVI века Миндовг происходит из древнего римского рода Палемоновичей, а его отцом Миндовга назван Рингольд. Согласно легендарной родословной, содержащейся в Воскресенской летописи, Миндовг происходит из династии полоцких князей, а его отцом был Мовкольд. «Великая хроника о Польше, Руси и их соседях» называет Миндовга королём пруссов.

Ранние годы

В письменных источниках впервые упомянут четвертым среди других литовских князей в связи с заключённым в 1219 году Литовско-Волынским мирным договором. Ипатьевская летопись упоминает «Литву Минъдога» при описании событий весны 1238 года.

В 1244 году предпринял неудачно закончившийся поход против Ливонского ордена в землю куршей.

В Густынской летописи упоминается о православном крещении Миндовга с литовскими боярами около 1246 года, что, по мнению белорусского историка Вячеслава Носевича, выглядит как вставка XVII века, появление которой, возможно, являлось попыткой объяснить правление неправославного в русском Новогрудке. В этом плане интересна гипотеза А. Шаланды о браке Миндовга и дочери Изяслава Новогрудского.

В 1248 году под властью Миндовга находятся Новогрудок, Волковыск, Слоним, Здитов, его ставленник княжил в Полоцке, а с 1252 года Гродно. Правление Миндовга происходило в постоянной борьбе с врагами внутренними и внешними. В 1251 году полоцкий князь Товтивил при поддержке галицкого князя Даниила, и своего дяди - жемайтского князя Викинта, совершил неудачный поход в Литву против Миндовга. Обороняясь, Миндовг заперся в Воруте и успешно выдержал осаду. В том же году Миндовг совершил ответный поход в Жемайтию и провел безуспешную осаду городища Тверимет - столицы Викинта. Коалицию своих противников Миндовг расстроил, заявив о намерении принять католическое крещение. Он крестился в 1251 году и в 1253-ем был коронован как «король Литвы». В то же время власть Миндовга не распространялась на земли селов, земгалов, и куршей, которые были уступлены Ливонскому ордену.

Крещение и коронация

В 1251 году Миндовг и его жена Марта (в изданиях на русском языке также используется форма Марфа) были крещены в христианство латинского (римского) обряда. Литва была признана папой римским Иннокентием IV как католическое государство. В 1253 году Миндовг и его жена по поручению Иннокентия IV были коронованы как литовские король и королева; место и обстоятельства коронации остаются предметом споров. Матей Стрыйковский в труде “Kronika polska, litewska, mdzka i wszystkiej Rusi” писал, что коронация состоялась в городе Новогрудке. При этом в своих работах 1574-1575 годов Стрыйковский писал, что коронация произошла в Кернаве, впервые упоминающимся в источниках только в 1279 году; в 1582 году он изменил своё мнение, заявив, что Миндовг был коронован в Новогрудке. Такого же мнения придерживался и Войцех Виюк-Коялович. Хотя автор и опирался на хронику Стрыйковского, его описание коронации Миндовга содержит неизвестные по другим источникам подробности, а именно уточнение, что она произошла на поле около Новогрудка, так как в самом городе не было достаточно просторного храма. На Новогрудок как на место коронации Миндовга указывает также Густынская летопись, создание которой относят к началу XVII века. Отмечается как тенденциозность этого источника, авторы которого симпатизируют православным и могли указать на Новогрудок как на русский город, так и то, что при описании коронации летопись могла опираться на недошедшие до нашего времени источники.

Из старших князей

Впервые имя Миндовга в хрониках упоминается в 1219 г., когда более 20 князей балтских племён вели переговоры с Галицко-Волынским княжеством, пишет aif.by. Там он назван одним из «старших» князей в Литве. В 1238 г. Миндовг был союзником волынского князя в походе на князя Мазовии (современная Польша) Конрада вместе с новогрудским князем Изяславом.

Летописи 1248 г. упоминают имя Миндовга в связи с Новогрудком, важнейшим центром Верхнего Понеманья. Миндовга, балтского князя, пригласили занять престол в славянском Новогрудке. Примерно с этого момента, между 1238 и 1248 гг., начинается зарождение нового белорусско-литовского государства Великого княжества Литовского. У тех и других были взаимные интересы в объединении.

Так, в то время жители Новогрудка, Слонима, Волковыска и других городов Верхнего Понеманья были куда более развитыми по сравнению со своими балтскими соседями. У них уже было свое государство, горожане занимались ремёслами и торговлей, в том числе международной, ходили в церкви.

В то же время предки литовцев - балтские племена - не были объединены в одно государство, жили преимущественно в лесных поселениях и были язычниками. Зато они были хорошими воинами. Как раз военная сила соседей была необходима жителям Новогрудка. Именно поэтому они и пригласили к себе княжить балта Миндовга со своими воинами.

К вопросу выбора религии Миндовг, как и правившие после него князья, подходил исключительно прагматично. Исследователи склоняются к тому, что он не принимал православного крещения вообще. Заставили его принять крещение по римско-католическому обряду чрезвычайно сложные внешнеполитические обстоятельства.

Против молодого белорусско-литовского государства выступила мощная коалиция практически всех соседей: Тевтонский орден в Пруссии и Ливонии, Галицко-Волынское княжество, племена ятвягов, жмудь и половцы.

Прагматичная вера

Благодаря переходу в католичество Миндовг смог избавиться от натиска мощного Тевтонского ордена, миссией которого как раз было продвижение католичества на Востоке. Кроме того, крещение Миндовга по римско-католическому обряду вместе со своими придворными в 1251 г., несмотря на свой тактический характер, сблизило молодое белорусско-литовское государство с Западной Европой.

Хитрый дипломат Миндовг при крещении, чтобы задобрить тевтонцев, еще и якобы отдал им территорию Жмуди. Переход земель произошел, но наделы, которые подарил Миндовг, ему вообще не принадлежали: они лежали к северу от его княжества.


Коронация Миндовга и Марты. Коронация состоялась 6 июля 1253 в Новограде.

Вместе с Миндовгом корону получила еще и его жена Марта. По приказу ландмейстера Ливонского ордена в Риге для новоиспеченных короля и королевы были изготовлены две короны, украшенные драгоценными камнями.

Церемонию провёл епископ Генрих. Алесь Кравцевич, самый авторитетный сегодня специалист по ранней истории белорусско-литовского государства, реконструировал процесс коронации. Вначале происходило помазание монарха освящённым елеем, затем он надевал церемониальный наряд из сандалий и белых одежд.

После этого следовало вручение королевской мантии, меча, фибулы (застёжки) для мантии и т. д. Коронация скорее всего имела место в церкви Бориса и Глеба в Новогрудке, поскольку католического храма тогда там ещё не было.

Вернулся к язычникам

Как показывают источники, до коронации Миндовга именовали «великим князем», а после - «королём Литовии». «Королём Литвы» называли его и в Риме, что видно из корреспонденции римской курии ещё до коронации Миндовга.

Но уже через семь лет история поворачивается на 360 градусов. В 1260 году Миндовг отказывается от королевского титула и возвращается к традиционному язычеству.

Несмотря на всю торжественность коронации, не стоит забывать, что это был тактический шаг, призванный ослабить агрессию со стороны Тевтонского ордена.

Миндовг (ок. 1195 — 12 сентября 1263) — первый великий князь литовский. Король Литвы с 1253 года.

Когда в 1260 г. жмудины разбили немецких рыцарей на озере Дурбе, а в самой Пруссии началось восстание местных жителей против тевтонцев, Миндовгу много легче было отказаться от королевского титула, а вместе с ним - и от христианства. Более того, Миндовг изгнал епископа Христиана. И уже в 1262 г. он заключил союз с новгородским князем Александром против Ливонского ордена.

В тот краткий период существования королевства правитель заботился о том, чтобы его титул перешёл по наследству одному из сыновей. Миндовг вёл переписку с Папой Римским по поводу возможной коронации, вероятнее всего, Рукля, поскольку старший сын Войшелк принял монашество, что в эпоху средневековья исключало его активное участие в политической жизни. Но эти планы так и не были осуществлены.

Причиной, по которой после Миндовга в белорусско-литовском государстве больше не было королей, конечно же, можно считать пресечение династии Миндовга. Политика усиления власти князя вызвала недовольство племенной балтской аристократии, и в 1263 году Миндовга убили.

Погибли и практически все его прямые наследники по мужской линии. После этого последовали период политических пертурбаций, борьбы в том числе родственников Миндовга между собой и смена правящей династии. К тому же именно Миндовг заложил модель прагматичного крещения великих князей литовских в католичество, что также не благоприятствовало стремлению к королевскому титулу.

Памятник Миндовгу

И хотя Миндовг остался единственным в истории страны королем, он заложил новое государство на карте Европы - Великое княжество Литовское.

Кстати, шанс получить корону также был у великого князя Витовта, при котором ВКЛ достигло максимальных размеров. Священная Римская империя согласилась на коронацию Витовта, но папскую делегацию, которая везла корону, задержали польские магнаты, боявшиеся усиления Великого Княжества Литовского. Не дождавшись короны, 80-летний Витовт умер в своей резиденции Троки в 1430 году.

6 июля 1253 года князь Миндовг был коронован в Новогрудке, став первым и последним королем в истории Великого княжества Литовского. Но уже через семь лет король Миндовг отказался от королевского титула и вернулся в язычество...

Из старших князей

Впервые имя Миндовга в хрониках упоминается в 1219 г., когда более 20 князей балтских племён вели переговоры с Галицко-Волынским княжеством, пишет aif.by. Там он назван одним из «старших» князей в Литве. В 1238 г. Миндовг был союзником волынского князя в походе на князя Мазовии (современная Польша) Конрада вместе с новогрудским князем Изяславом.

Летописи 1248 г. упоминают имя Миндовга в связи с Новогрудком, важнейшим центром Верхнего Понеманья. Миндовга, балтского князя, пригласили занять престол в славянском Новогрудке. Примерно с этого момента, между 1238 и 1248 гг., начинается зарождение нового белорусско-литовского государства Великого княжества Литовского. У тех и других были взаимные интересы в объединении.

Так, в то время жители Новогрудка, Слонима, Волковыска и других городов Верхнего Понеманья были куда более развитыми по сравнению со своими балтскими соседями. У них уже было свое государство, горожане занимались ремёслами и торговлей, в том числе международной, ходили в церкви.

В то же время предки литовцев - балтские племена - не были объединены в одно государство, жили преимущественно в лесных поселениях и были язычниками. Зато они были хорошими воинами. Как раз военная сила соседей была необходима жителям Новогрудка. Именно поэтому они и пригласили к себе княжить балта Миндовга со своими воинами.

К вопросу выбора религии Миндовг, как и правившие после него князья, подходил исключительно прагматично. Исследователи склоняются к тому, что он не принимал православного крещения вообще. Заставили его принять крещение по римско-католическому обряду чрезвычайно сложные внешнеполитические обстоятельства.

Против молодого белорусско-литовского государства выступила мощная коалиция практически всех соседей: Тевтонский орден в Пруссии и Ливонии, Галицко-Волынское княжество, племена ятвягов, жмудь и половцы.

Прагматичная вера

Благодаря переходу в католичество Миндовг смог избавиться от натиска мощного Тевтонского ордена, миссией которого как раз было продвижение католичества на Востоке. Кроме того, крещение Миндовга по римско-католическому обряду вместе со своими придворными в 1251 г., несмотря на свой тактический характер, сблизило молодое белорусско-литовское государство с Западной Европой.

Хитрый дипломат Миндовг при крещении, чтобы задобрить тевтонцев, еще и якобы отдал им территорию Жмуди. Переход земель произошел, но наделы, которые подарил Миндовг, ему вообще не принадлежали: они лежали к северу от его княжества.

Коронация Миндовга и Марты. Коронация состоялась 6 июля 1253 в Новограде

Вместе с Миндовгом корону получила еще и его жена Марта. По приказу ландмейстера Ливонского ордена в Риге для новоиспеченных короля и королевы были изготовлены две короны, украшенные драгоценными камнями.

Церемонию провёл епископ Генрих. Алесь Кравцевич, самый авторитетный сегодня специалист по ранней истории белорусско-литовского государства, реконструировал процесс коронации. Вначале происходило помазание монарха освящённым елеем, затем он надевал церемониальный наряд из сандалий и белых одежд.

После этого следовало вручение королевской мантии, меча, фибулы (застёжки) для мантии и т. д. Коронация скорее всего имела место в церкви Бориса и Глеба в Новогрудке, поскольку католического храма тогда там ещё не было.

Вернулся к язычникам

Как показывают источники, до коронации Миндовга именовали «великим князем», а после - «королём Литовии». «Королём Литвы» называли его и в Риме, что видно из корреспонденции римской курии ещё до коронации Миндовга.

Но уже через семь лет история поворачивается на 360 градусов. В 1260 году Миндовг отказывается от королевского титула и возвращается к традиционному язычеству.

Несмотря на всю торжественность коронации, не стоит забывать, что это был тактический шаг, призванный ослабить агрессию со стороны Тевтонского ордена.

Миндовг (ок. 1195 — 12 сентября 1263) — первый великий князь литовский. Король Литвы с 1253 года

Когда в 1260 г. жмудины разбили немецких рыцарей на озере Дурбе, а в самой Пруссии началось восстание местных жителей против тевтонцев, Миндовгу много легче было отказаться от королевского титула, а вместе с ним - и от христианства. Более того, Миндовг изгнал епископа Христиана. И уже в 1262 г. он заключил союз с новгородским князем Александром против Ливонского ордена.

В тот краткий период существования королевства правитель заботился о том, чтобы его титул перешёл по наследству одному из сыновей. Миндовг вёл переписку с Папой Римским по поводу возможной коронации, вероятнее всего, Рукля, поскольку старший сын Войшелк принял монашество, что в эпоху средневековья исключало его активное участие в политической жизни. Но эти планы так и не были осуществлены.

Причиной, по которой после Миндовга в белорусско-литовском государстве больше не было королей, конечно же, можно считать пресечение династии Миндовга. Политика усиления власти князя вызвала недовольство племенной балтской аристократии, и в 1263 году Миндовга убили.

Погибли и практически все его прямые наследники по мужской линии. После этого последовали период политических пертурбаций, борьбы в том числе родственников Миндовга между собой и смена правящей династии. К тому же именно Миндовг заложил модель прагматичного крещения великих князей литовских в католичество, что также не благоприятствовало стремлению к королевскому титулу.

Памятник Миндовгу

И хотя Миндовг остался единственным в истории страны королем, он заложил новое государство на карте Европы - Великое княжество Литовское.

Кстати, шанс получить корону также был у великого князя Витовта, при котором ВКЛ достигло максимальных размеров. Священная Римская империя согласилась на коронацию Витовта, но папскую делегацию, которая везла корону, задержали польские магнаты, боявшиеся усиления Великого Княжества Литовского. Не дождавшись короны, 80-летний Витовт умер в своей резиденции Троки в 1430 году.