Прямые выплаты или зачетная система в рсв. В чем смысл введения системы зачетных единиц (академических единиц, кредитов)

Проводимые в настоящее время , основываются не только на соображениях экономии бюджетных средств и переходе на . Уже не первый год в стране совершенствуется система выплаты , в том числе - семьям с детьми.

Пособия по временной нетрудоспособности, материнству и детству граждане смогут получать не у работодателя, как ранее, а - Фонда социального страхования . В частности, с 1 июля 2015 года к этому проекту подключились Самарская, Белгородская, Ростовская области, а также республика Татарстан.

Относительно детских и материнских выплат это применимо к нескольким видам пособий:

  • в медучреждение на ранних сроках беременности;
  • до достижения им 1.5 лет;
  • компенсация четырех дополнительных дней отпуска родителю, который .

Средства будут перечисляться на банковский счет получателя либо пересылаться почтовым переводом - по выбору лица, за которого работодатель уплачивает социальные страховые взносы.

Оговаривается также срок начисления денег:

  • в течение 10 календарных дней после мотивированного обращения в ФСС с заявлением и предоставлением нужного пакета документов - при назначении единовременной выплаты и первой из ежемесячных;
  • с 1 по 15 число каждого месяца - при последующих ежемесячных выплатах.

Текущий принцип начисления и выплаты социальных пособий Российская Федерация унаследовала от системы СССР, и сейчас он уже не соответствуют современным экономическим реалиям .

В настоящее время в большинстве регионов, не участвующих в «пилотном проекте» , действует традиционная зачетная система , когда предприятие перечисляет в ФСС разницу между начисленными суммами обязательных страховых взносов и фактически выплаченными пособиями по месту работы.

ФСС считает, что такой принцип не очень удобен для получателей пособий, гарантированных государством. Их права могут быть нарушены , если:

  • предприятие перестает функционировать по причине банкротства;
  • не имеет достаточно денег на счетах для выплаты (это случается в небольших организациях, если одновременно несколько женщин);
  • руководитель скрывается от закона, его местонахождение не установлено;
  • по каким-либо причинам предприятие отказывается выплачивать пособие;
  • есть судебное решение о взыскании задержанных денег с работодателя, но у последнего недостаточно имущества, с продажи которого можно выплатить долг.

По прогнозам, новая система прямых выплат через ФСС защитит права застрахованного лица в случае, когда его работодатель будет не в состоянии выплатить ему положенные в качестве пособия деньги либо не захочет этого делать по иным причинам.

До введения прямых выплат добиться задержанных детских и материнских пособий можно было только через суд , что является трудоемким и изматывающим процессом.

Преимущества новой системы

Планируется, что такой способ перечислений и выплат будет удобен и выгоден всем участникам процесса. В частности, для облегчения последующей работы сотрудников ФСС был разработан новый , предусматривающий возможность его электронного заполнения и считывания информации с помощью сканера.

После реализации проекта для предприятий изменится принцип уплаты страховых взносов . Организация должна будет перечислять на счет ФСС полную сумму страховой выплаты. А ее расчет, наоборот, с плеч предприятия теперь перекладывается на отделения Фонда соцстраха.

Сумма страховых выплат в виде предусматриваемых законом пособий будет определяться исходя из среднего заработка получателя и его стажа , данные о которых предприятие также подает в органы ФСС.

Получатели и материнству при этом получат такие преимущества :

  • 100%-ная правильность начисления выплаты;
  • независимость получения денег от состояния счетов работодателя и его текущего экономического состояния как юридического лица;
  • возможность выбора удобного варианта получения пособий - на банковский счет или через отделения Почты России;
  • минимизация конфликтных ситуаций с работодателем;
  • гарантированное получение положенного пособия.

Чтобы оформить прямые выплаты на детей, по беременности и материнству заявитель должен обратиться с по месту регистрации предприятия-работодателя.

Реформа страховых социальных выплат затронет все регионы

Реформирование системы соцстрахования - большой и длительный проект. Он был запущен по инициативе ФСС и поддержан Министерством здравоохранения и соцразвития РФ. Реформа не сможет одномоментно внедриться во всех регионах сразу из-за необходимости подготовки кадров и введения новой системы приема и обработки данных от предприятий о застрахованных лицах.

Перечисленные выше субъекты федерации были не первыми, на территории которых происходила апробация проекта. Ранее, еще в 2011 году новый способ перечислений был введен в Карачаево-Черкессии и Нижегородской области, а в 2012 - еще в пяти областях (Тамбовской, Астраханской, Новгородской, Курганской и Новосибирской) и Хабаровском крае.

АКАДЕМИЧЕСКИЕ ЧАСЫ, ЗАЧЕТНЫЕ ЕДИНИЦЫ И МОДЕЛИ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ

Федеральный институт развития образования (ФИРО)

В публикациях последних лет автор неоднократно обращался к теме зачетных единиц и практическим аспектам их использования в учебно-программной документации при предстоящем переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), реализующие принципиально новую парадигму стандартизации в российском профессиональном образовании . Эти публикации широко известны, доступны и пользуются вниманием не только у работников высшей школы , но и учреждений среднего и начального профессионального образования, так как изначально предполагалось, что в новых стандартах нормативы трудоемкости освоения студентами образовательных программ для всех уровней профессионального образования будут задаваться в зачетных единицах. Это намерение отвечало главной цели введения зачетных единиц – обеспечить формирование новых, адекватных мировым тенденциям развития образования механизмов фиксации результатов обучения, их накопления и признания для присвоения квалификаций в рамках концепции непрерывного образования в течение всей жизни. Соответствующие проекты макетов ФГОС были представлены в Минобрнауки уже в конце 2006 г. И если переход на зачетные единицы в высшей школе не вызвал сомнений – ему предшествовал достаточно длительный и масштабный эксперимент, то в отношении учреждений начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО) у работников министерства возникли опасения, суть которых сводилась к фразе «Мы всех запутаем». В результате было принято решение, как и прежде, задать нормативы трудоемкости освоения студентами и учащимися образовательных программ в ФГОС НПО и СПО не в зачетных единицах, а в академических часах.

Принятое решение заметно снижает значимость и целостность идеи перехода на зачетные единицы в новых ФГОС, тем не менее следует согласиться, что основания для сомнений были. И дело не в том, что система начального и среднего профессионального образования и её педагогические кадры не вполне готовы к работе с зачетными единицами. Как показывает опыт проведения автором семинаров в учебном центре ФИРО, руководители учреждений НПО и СПО являются опытными специалистами, понимающими необходимость и проявляющими готовность пользоваться зачетными единицами. По мнению автора, переход к использованию зачетных единиц сдерживается отсутствием подробных и ясных нормативных документов и разработанных на их основе одобренных министерством рекомендаций и практических пособий. В результате учебные заведения, пока в основном вузы, сами для себя разрабатывают определенные правила, по которым они готовятся работать и уже работают с зачетными единицами.

Знакомство с публикациями, освещающими эти разработки, показывает, что зачастую имеют место грубые искажения смысла и назначения зачетных единиц. Многие авторы не делают различия между терминами «зачетные единицы» и «система зачетных единиц», при определении трудоемкости дисциплины в зачетных единицах предлагают учитывать её «сложность» или «важность», что является наиболее распространенной ошибкой, отмечаемой в методических руководствах по «Европейской системе перевода и накопления кредитов (ECTS)», на которую Россия ориентируется как на базовую в связи с взятыми на себя в рамках Болонского процесса обязательствами по присоединению к Европейскому пространству высшего образования (ЕПВО). Можно указать и на еще целый ряд ошибок, а иногда и преднамеренных искажений, цель которых – упростить и удешевить учебный процесс и процедуры контроля. На тематических конференциях представители вузов с гордостью рассказывают, что экзамены в конце семестра у них теперь не обязательны, а изучение дисциплин может завершаться не на 21-ой, а на 18-ой или даже 16-й неделе и т. д. Подобные «новации», аргументируемые переходом в вузе на систему зачетных единиц, справедливо беспокоят многих преподавателей и действительно представляют угрозу качеству образования. И дело, конечно, не в системе зачетных единиц, которая в успешных вузах справедливо рассматривается и уже зарекомендовала себя как подлинно инновационная система организации учебного процесса , обещающая стать действенной составляющей внутривузовских систем обеспечения качества обучения. В предлагаемой статье с учетом опыта, обретенного при проведении учебных занятий по зачетным единицам с преподавателями профессиональных учебных заведений различных уровней, автор ставит задачу обратить внимание читателей на наиболее распространенные ошибки и заблуждения, сравнить особенности традиционной для российского образования «модели учебной нагрузки студентов» и аналогичной европейской модели, которую далее условно будем называть «моделью ЕПВО» - моделью Европейского пространства высшего образования; еще раз уточнить сущность таких связанных с этими моделями понятий, как «академический час», «зачетная единица», «система зачетных единиц».

Система зачетных единиц

В зарубежных образовательных системах эквивалентом российского термина «зачетная единица» является термин «кредит». Впервые кредиты (кредит-часы) были введены в университетах США в рамках процесса либерализации университетского образования. Введение кредитов в университетском образовании США обусловливалось в первую очередь необходимостью концептуальной перестройки организации учебного процесса, придания ему совершенно новых качеств: подлинных академических свобод, индивидуализации, объективности контроля и оценки достижений студентов. восприимчивости к совершенствованию и диверсификации образовательных технологий. Новый тип организации учебного процесса получил название «кредит-системы» . Заметим, что основные черты этой системы зародились и были отработаны в середине прошлого века в Гарвардском университете, качество образования в котором ни у кого не вызывает сомнений.

Важнейшим функциональным элементом кредит-системы (в Российском варианте – системы зачетных единиц), отличающим её от традиционной для российских вузов поточно-групповой организации обучения, является индивидуально-ориентированная организация учебного процесса, переход на которую требует отказаться от формирования студенческих учебных групп, устойчивых по составу в течение всего нормативного срока обучения. В системе зачетных единиц учебные группы формируются для изучения семестровых дисциплин (курсовых модулей) в начале каждого семестра в соответствии с выбором дисциплин и преподавателей, сделанным студентами. Именно это обеспечивает условия для подлинной индивидуализации учебных планов, расписаний, образовательных траекторий, академической и иной мобильности студентов.

Переход на систему зачетных единиц в российском высшем образовании уже несколько лет отрабатывается в рамках широкого эксперимента, в котором принимают участие более 60 вузов. Вузами-участниками эксперимента сделано многое, но пока, к сожалению, никто из них не решился сделать главного – отказаться от формирования устойчивых на весь срок обучения студенческих учебных групп и перейти к индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, причем не на магистерском уровне, не в заочном образовании – здесь наметились первые положительные сдвиги, – а на самом массовом уровне высшего образования – уровне подготовки бакалавров и специалистов, где такой переход обеспечил бы поистине качественный скачок в развитии российского высшего образования.

Будущее несомненно за системой зачетных единиц, являющейся для России новой и пока по-настоящему не освоенной формой организации учебного процесса. В настоящее же время в рамках перехода на Федеральные государственные стандарты нового поколения перед системой профессионального образования стоит гораздо более скромная задача: научиться использовать зачетные единицы для расчета и планирования трудоемкости образовательных программ и студенческой учебной нагрузки.

Зачетные единицы и академические часы

Как и «академический час», «зачетная единица» является единицей измерения трудоемкости учебной работы, но значительно более последовательно ориентированной на работу именно студента, а не преподавателя. Между зачетными единицами и часами во всех международных и национальных системах устанавливается соотношение эквивалентности. Например, в университетах США зачетная единица примерно соответствует 60 часам учебной работы студентов*. Согласованная в рамках транснационального проекта Tuning рекомендация для Европейского пространства высшего образования устанавливает соответствие размерности зачетной единицы 25-30 часам. Методика, рекомендованная Минобразованием России в 2002 г., установила для российских вузов норму соответствия одной зачетной единицы 36 академическим часам.

Простота этих соотношений дает многим основание полагать, что предусматриваемый новыми российскими образовательными стандартами переход от часов к зачетным единицам сводится к простому намерению заменить единицу трудоемкости «час» на более крупную «зачетная единица». Именно так многие относятся к этой новации, видя в ней лишь простой способ привести наши образовательные стандарты, программы и документы об образовании по форме к общим требованиям для создаваемого в рамках Болонского процесса Европейского пространства высшего образования.

Зачетные единицы не заменяют и не отменяют часов. Обе единицы трудоемкости тесно связаны друг с другом, используются совместно, но их функции и назначение в процессах стандартизации и проектирования образовательного процесса существенно различаются.

Зачетные единицы характеризуют трудоемкость освоения студентами образовательной программы и отдельных дисциплин в целом, с учетом всех составляющих, в том числе аудиторной и самостоятельной работы студентов, различного вида практик, промежуточных и итоговой аттестаций и др. Но трудоемкость каждой из этих составляющих обязательно должна иметь часовое измерение. При этом суммарная часовая трудоемкость всех составляющих должна примерно соответствовать определяемому через нормативы (например, 1 зач. ед. = 36 ак. часов) часовому эквиваленту выраженного в зачетных единицах показателя трудоемкости образовательной программы (дисциплины) в целом.

При проведении занятий со слушателями курсов повышения квалификации в учебном центре ФИРО автор, обращая внимание на различие в функциях и назначении двух показателей трудоемкости – «зачетная единица» и «час» – использует следующую аналогию. Показатели трудоемкости программы в целом и составляющих её элементов (циклов дисциплин, дисциплин, практик и т. д.) выраженные в учебном плане в зачетных единицах в соответствии с указаниями ФГОС, можно интерпретировать как указатели емкости «пустых сосудов» , которые в каждом учебном заведении еще только предстоит «заполнить» конкретными часами трудоемкости аудиторных учебных занятий и действий, выполняемых в процессе самостоятельной работы. «Заполнение сосудов» часами учебной нагрузки осуществляется в процессе разработки рабочей программы, когда устанавливается конкретный учебный график-календарь; выбираются формы обучения и образовательные технологии; осуществляется распределение фонда учебного времени между аудиторной нагрузкой и временем, отводимым на самостоятельную работу; определяются состав и количество аудиторных учебных занятий, состав и графики понедельного выполнения заданий на самостоятельную работу, виды и трудоёмкости контрольных мероприятий и т. д. Все эти действия выполняются в соответствии с общими для системы образования нормативными правилами , совокупность которых определяет используемую «модель учебной нагрузки учащихся и студентов». Особенности и различия традиционной российской модели и модели ЕПВО далее будут рассмотрены подробно. Здесь же отметим, что российская модель в меньшей степени, чем модель ЕПВО, обеспечивает прозрачность достижения соответствия между задаваемыми учебным планом показателями трудоемкости в зачетных единицах и их фактическим «наполнением часами учебной нагрузки студентов». В результате «пустые сосуды», заполняемые в процессе разработки рабочих программ «часами плановой трудоемкости её отдельных элементов», могут оказываться, как переполненными, программируя перегрузку учащихся и студентов, так и частично заполненными, что ведет к отступлению от требований образовательного стандарта, как будет показано далее, в российской образовательной практике – часто к весьма серьезному отступлению.

Важной особенностью использования зачетных единиц является и то, что в процессе разработки рабочей программы обычно не удается обеспечить точного соответствия между значениями трудоемкости, полученными суммированием выраженных в часах показателей трудоемкости составляющих программу элементов, и часовым эквивалентом трудоемкости программы в целом, полученным умножением её трудоемкости в зачетных единицах на нормативное значение часового эквивалента зачетной единицы. Например, нормативное значение трудоемкости четырехлетней программы подготовки бакалавра, установленное проектом ФГОС, составляет 240 зачетных единиц, что соответствует 8640 ак. часам (36*240). На практике же заявленные в учебных планах и рабочих программах вузов трудоемкости четырехлетних программ, разработанных в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов второго поколения (ГОС-2), различаются и обычно укладываются в диапазон 8200 – 8900 ак. часов. Из этого следует, что значения удельного веса в часах одной зачетной единицы по реализуемым вузами программам подготовки бакалавров могут различаться в пределах диапазона от 34 до 37 ак. часов на одну зачетную единицу. Таким образом, норматив часового эквивалента зачетной единицы должен устанавливать не один, а как минимум два параметра: усредненный «часовой эквивалент зачетной единицы», который может использоваться для укрупненных расчетов, и «рамку допустимого отклонения», задаваемую верхним и нижним значениями.

Часовые эквиваленты зачетной единицы

Россия при переходе на новые образовательные стандарты, как и другие европейские страны, присоединившиеся к Болонской декларации, ориентируется на использование зачетных единиц, размерность и порядок применения которых определяется документом, для названия которого - European Credit Transfer System (ECTS ) - на русском языке предпочтительным считается вариант «Европейская система перевода и накопления кредитов» .

Разработка ECTS была начата в 1989 году в рамках программы развития студенческой мобильности Эразмус как инструмента обеспечения признания периодов обучения студентов за границей путем перевода кредитов. Здесь уместно отметить, что в переводе с английского основному значению английского слова «credit» соответствует русское слово – «доверие», откуда и термин «аккредитация». В настоящее время в качестве системы перевода кредитов ECTS применяется более чем в 30 странах и используется более чем в одной тысяче учреждений высшего образования Европы.

ECTS основана на базовом принципе: 60 кредитов соответствуют учебной нагрузке (объему учебной работы), студента дневной формы обучения в течение одного учебного года. Объем учебной работы студента в ECTS измеряется не в академических, а в рабочих часах .

Трудоемкость годовых образовательных программ во многих европейских странах варьируется в диапазоне часов в год, что соответствует размерности кредита (зачетной единицы) примерно в 25-30 рабочих часов (далее часы).

· продолжительность учебного года - (34-40) недель;

· один кредит - (25-30) часов учебной нагрузки;

В табл. 1 приведены соотношения для традиционной российской модели, определяющие усредненные эквиваленты показателей трудоёмкости образовательных программ, выраженные в часах и зачетных единицах.

Таблица 1

Базовые соотношения, определяющие часовые эквиваленты

зачетной единицы в ГОС-2 и ФГОС

Соотношения в табл.1 удовлетворяют действующим рекомендациям Минобразования России , базовому принципу ECTS (1 уч. год – 60 зач. ед.) и действующему российскому нормативу максимальной еженедельной нагрузки студентов в 54 ак. часа в неделю. Усредненная продолжительность учебного года принята равной 40 неделям – взято максимальное значение из диапазона значений, рекомендованных для ЕПВО.

Обратим внимание на то, что в упоминавшихся выше европейских документах не используются термины «академический час», «астрономический час». Учебная нагрузка студента в ECTS измеряется в рабочих часах и определяется как «реальное время , необходимое для выполнения всех запланированных видов учебной деятельности , а именно: посещения лекций (подчеркнем – не сумма лекционных ак. часов), семинаров, лабораторных занятий, а также выполнения самостоятельной работы; подготовки проектов, диссертации, сдачи экзаменов и т. п.». Объясняется это тем, что европейские нормативы, задаваемые в рабочих часах , предполагают включение в эти часы и времени санитарных и технологических перерывов (переход из одной аудитории в другую, паузы при переходе к выполнению очередных заданий в процессе самостоятельной работы и т. п.).

С учетом длительности таких перерывов (в практике российских вузов от 5 до 20 минут после очередного академического часа) можно считать, что нормативное количество академических часов, предписываемое стандартами для выполнения всех предусматриваемых образовательной программой видов учебной деятельности, по факту может быть приравнено соответствующему количеству астрономических часов (в терминологии ECTS - рабочих часов) . Таким образом, при определении нормативов трудоемкости учебной работы студентов для концептуально новых ФГОС можно было бы отказаться от практики использования самого понятия «академический час», сохранив его лишь как атрибут внутривузовских расчетов учебной нагрузки, тем более, что длительность академического часа для аудиторных занятий в российских вузах и сейчас варьируется (в отдельных случаях от 35 до 50 минут). Измерение же в академических часах внеаудиторной части студенческой нагрузки в большинстве случаев вообще не имеет смысла и практикуется лишь иногда в военных, художественных и некоторых других образовательных учреждениях, где и самостоятельная работа может выполняется в предусмотренные расписанием учебные академические часы под руководством преподавателей.

В табл. 2 приведены соотношения для адаптированной к российским условиям модели ЕПВО, связывающие показатели трудоёмкости образовательных программ в часах и зачетных единицах с выраженным в рабочих часах нормативом еженедельной нагрузки студентов. Соотношения в
табл. 2 удовлетворяют базовому принципу ECTS: «1 уч. год – 60 зач. ед.». С учетом традиционных для российского образования высоких нормативов недельной студенческой учебной нагрузки, для определения норматива еженедельной учебной нагрузки студентов в качестве исходных были приняты максимальные значения из согласованных для ЕПВО диапазонов значений: «1 уч. год – 40 уч. недель» и «1 зач. ед. – 30 часов».

Таблица 2

Соотношения для модели ЕПВО, связывающие часовые

эквиваленты зачетной единицы с показателем

еженедельной учебной нагрузки

Таким образом, для адаптированной к российским условиям модели ЕПВО могут быть определены следующие связанные между собой нормативные показатели трудоемкости образовательных программ и учебной нагрузки: зачетная единица определяется как соответствующая в среднем 30 часам учебной работы студента при минимальной длительности учебного года в 40 недель; максимальный еженедельный объем учебной работы студента – 45 часов при общей годовой трудоемкости дисциплин, изучаемых по дневной форме обучения в течение учебного года в 60 зачетных единиц.

Как уже указывалось, с учетом специфики измерения трудоемкости учебной работы в зачетных единицах при установлении нормативов должны быть определены и «рамки допустимого отклонения», «ширина» которых в общем случае может быть принята равной 10% от основных значений. Тогда фактическая длительность учебного года в учебных графиках различных вузов могла бы варьироваться от 40 до 44 недель, еженедельная нагрузка студентов - от 40,5 до 45 часов, а норматив часового эквивалента зачетной единицы мог бы быть задан аналогично европейскому в рамочной форме:

1 зачетная единица --– 30 часов учебной работы

При этом значение норматива «1 зач. ед. = 27 часов = 36 ак. часов»
может быть ориентировано на традиционную российскую модель расчета и формирования учебной нагрузки в академических часах, а значение норматива «1 зач. единица = 30 рабочим часам» – на адаптированную к российским условиям модель EВПО, которая могла бы использоваться вузами, готовыми рассчитывать трудоемкость образовательных программ и планировать их реализацию в соответствии с подходами и практикой, используемыми в европейском пространстве высшего образования.

Приведенные соотношения демонстрируют формальную сопоставимость рассматриваемых моделей, что позволяет при введении ФГОС разрешить учебным заведениям наряду с традиционной пользоваться адаптированной к российским условиям моделью ЕПВО, что отвечало бы главной цели введения новых образовательных стандартов – решению задачи интернационализации российского профессионального образования на основе общеевропейского понимания уровней профессионального образования, подходов к реализации компетентностного подхода при формировании целей образования, исчислении трудоемкости освоения образовательных программ и ее конкретизации в учебной нагрузке учащихся и студентов. Именно в последнем традиционная российская модель, принципиально отличается от модели ЕПВО.

Особенности моделей учебной нагрузки учащихся и студентов

Важнейшей особенностью модели учебной нагрузки учащихся и студентов в ЕПВО является обязательное обеспечение соответствия выраженной в кредитах трудоемкости учебных модулей и соответствующей учебной нагрузки студентов в часах . В российской модели это условие, как правило, выполняется лишь в отношении аудиторных часов учебной нагрузки и то зачастую формально - всем известна острота проблемы низкой посещаемости аудиторных занятий, особенно студентами старших курсов.

В модели ЕПВО каждая минута учебного времени, планируемая на самостоятельную работу студента, рассматривается как эквивалентная по значимости минуте времени аудиторных занятий . При проектировании учебного процесса в модели ЕПВО тщательно просчитывается весь понедельный фонд учебного времени, включая не только аудиторные часы, но и часы, отводимые на самостоятельную работу студентов, в том числе и на выполнение творческих и научно-исследовательских заданий. Распределение часов учебной нагрузки между аудиторной и самостоятельной работой варьируется по дисциплинам и определяется выбираемыми преподавателями методиками обучения и образовательными технологиями . Время, отводимое на самостоятельную работу по каждой дисциплине, распределено равномерно по неделям семестра. По каждой дисциплине перед началом семестра студенты получают аналог документа, называемого у нас рабочей программой. Рабочая программа содержит понедельный план заданий на самостоятельную работу - обычно со второй по шестнадцатую неделю. Бюджеты времени на выполнение недельных заданий по каждой дисциплине определены преподавателями поминутно и известны студентам. Для понедельного контроля и оценки текущей самостоятельной работы студентов ответственным за это преподавателям на весь семестр выделяется аудитория из расчета примерно 40% от планового недельного фонда времени самостоятельной работы студента по соответствующей дисциплине. В выделенных аудиториях преподаватели (еженедельно, раз в две недели) встречаются с каждым студентом для проверки и оценки результатов выполнения самостоятельной работы за каждую неделю . Эта работа входит в часы оплачиваемой учебной нагрузки преподавателей. Используются, как индивидуальные, так и коллективные формы контроля: собеседование, опрос, тестирование, контрольная работа и др. Начисленные преподавателем за выполнение каждого учебного задания баллы по итогам семестра суммируются в соответствии с правилами используемой в вузе балльно-рейтинговой системы оценивания и значимо влияют на итоговую оценку студента по дисциплине, что повышает ответственность студентов, обеспечивает регулярность и результативность их учебной работы в течение семестра.

В совокупности перечисленные особенности организации учебного процесса в модели ЕПВО обеспечивают возможность достижения близкого соответствия нормативно задаваемой и фактической учебной нагрузкой студентов при любом соотношении между часами аудиторной и самостоятельной работы. Благодаря этому в зарубежных университетах в последние десятилетия имела место тенденция все большего перераспределения фонда учебного времени в пользу самостоятельной работы, чему способствовали постоянно возрастающие возможности использования в образовании компьютерных, информационных, телекоммуникационных и других современных образовательных технологий.

С оглядкой на зарубежную образовательную практику в российском образовании с начала 90-х годов был выдвинут и начал реализовываться лозунг: «Давайте, как у них, отводить побольше времени на самостоятельную работу». На рис. 1 отражены основные этапы реализации этого
лозунга.

В действовавших до 1994 г. учебных планах вузов норматив еженедельной учебной нагрузки студентов составлял, как и сейчас, 54 ак. часа, но распределялся между аудиторной и внеаудиторной работой в соотношении 36:18. Обучение велось по устоявшимся типовым учебным планам и классическим учебникам, подготовленным ведущими учеными, реально работавшими в науке и экономике. Выверенная и хорошо отработанная в рамках традиционной образовательной технологии система лекций, семинаров, домашних заданий по дисциплинам, практик, курсового и дипломного проектирования обеспечивала подготовку высококвалифицированных специалистов для всех отраслей науки и экономики.

Именно в этот период - до 1994 г. - сформировались комплексы заданий на самостоятельную работу по основным профессионально формирующим дисциплинам, эмпирически установленная суммарная недельная трудоемкость которых должна была примерно составлять 18 ак. часов в расчете на среднего студента – а таковыми в то время были преимущественно лучшие выпускники средней школы . Учиться в вузах было трудно. Самостоятельная учебная работа в выходные и в будни допоздна была обычной практикой для студентов инженерно-технических и естественно-научных специальностей.

Традиционная российская модель

36 а. ч. до 1993 г. 18 а. ч.

32 а. ч. 1994 г. (ГОСа. ч. 4 а. ч.

27 а. ч. 2000 г. (ГОСа. ч. 5 а. ч.

Рис. 1. Традиционная российская модель – динамика перераспределения фонда учебного времени

Следует заметить, что тогда, как и сейчас, в большинстве вузов отсутствовала практика планирования и расчета времени, необходимого на выполнение каждого учебного задания, подобная той, которая описана выше для модели ЕПВО. Поэтому фонд учебного времени, выделенный на самостоятельную работу студентов, в традиционной российской модели
на рис. 1 представлен в виде некого «туманного облака». Как было показано выше, в модели ЕПВО, что принципиально и отличает её от традиционной российской модели, - «ясное небо», как в секторе «часы аудиторных занятий», так и в секторе «часы самостоятельной работы студентов».

В 1994 г. при введении Государственных образовательных стандартов первого поколения (ГОС-1) был сделан первый шаг в направлении сокращения времени аудиторных занятий. Из общего недельного фонда аудиторного учебного времени в 36 ак. часов в «туманное облако» были отправлены первые 4 ак. часа. В 2000 году при введении ГОС-2 туда же из фонда часов аудиторных занятий было переведено еще 5 ак. часов.

А было ли что-либо сделано для того, чтобы увеличившийся фонд внеаудиторного времени был наполнен дополнительной учебной работой? С этим вопросом автор обращался ко многим методистам вузов. Некоторые вспомнили, что в нормативных документах, вводивших образовательные стандарты, вузам предписывалось «создать условия для использования студентами дополнительного времени на самостоятельную работу». Это касалось режимов работы библиотек, компьютерных классов, создания дополнительных условий в студенческих общежитиях и т. п.

На вопросы о том, а были ли введены новые дополнительные задания по дисциплинам или переработаны старые типовые задания в целях увеличения их трудоемкости, никто из опрашиваемых ничего не смог вспомнить. Например, по дисциплине «Теоретическая механика» студентами до 1994 г. выполнялось три традиционных задания в семестр. Примерно те же задания выполняются и сейчас. Также и по другим профессионально важным дисциплинам. Таким образом, есть основание считать, что суммарная недельная трудоемкость самостоятельной работы студентов в лучшем случае осталась той же, что и была до 1994 года. Из этого следует, что суммарная фактическая трудоемкость пятилетней образовательной программы
с 1994 г. по настоящее время сократилась на 1800 ак. часов (200 учебных недель по 9 ак. часов) - это почти годовая часть учебного времени пятилетней образовательной программы (40 недель по 54 ак. часа = 2160 ак. часов).

Именно как фактическое урезание содержания и объемов учебных программ восприняли многие преподаватели вузов сокращение нормативов аудиторной нагрузки, которым сопровождалось введение Государственных образовательных стандартов первого и второго поколений. А чем же руководствовались авторы образовательных реформ? Многие считают, что в трудные 90-е годы очень привлекательной представлялась возможность сэкономить на фонде оплаты труда преподавателей. Сокращение аудиторных часов было в интересах и негосударственного коммерческого образования. Ведь аудиторные занятия – самая дорогая часть учебного процесса. По логике надо было предложить вузам перераспределить «сэкономленные средства», как и часы, в пользу организации самостоятельной работы. Этого сделано не было. Поэтому главный вопрос, который сейчас задают преподаватели, «примеряя» на свои вузы модель учебной нагрузки ЕПВО: «Где взять часы для преподавателей, которые будут разрабатывать и просчитывать трудоемкость заданий на самостоятельную работу, работать в аудиториях, проверяя и оценивая самостоятельную работу каждого студента?».

На практике используемые конкретными вузами в рамках традиционной российской модели подходы к обеспечению соответствия нормативных и фактических показателей трудоемкости учебной работы существенно различаются. Поэтому и последствия сокращения аудиторных часов для многих оказались разными. Классическим университетам при переходе на ГОС-2 удалось добиться права сохранить 32-х часовую аудиторную нагрузку по некоторым специальностям - они доказали, что подготовка, например, будущего ученого-химика должна вестись в основном в стенах университетских аудиторий и химических лабораторий.

Есть вузы, считающиеся традиционно трудными – например, МГТУ им. , всегда отличавшийся большим объемом выдаваемых студентам заданий для самостоятельного выполнения в течение семестра. Сокращение аудиторных часов в таких вузах позволило смягчить проблему перегрузки студентов. В настоящее время в МГТУ им. суммарная трудоемкость каждого задания в часах определена, задания распределены по неделям семестра равномерно так, чтобы не допустить ни недогрузки, ни перегрузки студентов. Подобная практика с советских времен традиционно сохраняется и во многих других вузах естественно-научного и технического профиля, в учебных заведениях и вузах культуры, в военных учебных заведениях. Студенты и учащиеся таких учебных заведений, плотно загружены и, как правило, не имеют возможности совмещать учебу с работой, по крайней мере на младших курсах, на которых закладывается фундаментальные основы их будущей профессиональной компетентности.

К сожалению, в современном российском образовании, описанная практика является скорее исключением, чем правилом. По данным анкетирования, проведенного в некоторых вузах Санкт-Петербурга в
2007 г., на вопрос «Сколько примерно времени Вы тратите ежедневно на самостоятельную работу?» около 30% студентов ответили – «не более часа», около 60% студентов – «не более 2-х часов». Таким образом, подавляющее число студентов, принявших участие в анкетировании, тратили на самостоятельную работу не более 12-14 часов в неделю, а не 27 часов в среднем, как это предписывается государственными образовательными стандартами второго поколения. И лишь в предсессионный и сессионный период исследователи отмечают значимый всплеск интенсивности самостоятельной работы российских студентов, который в какой-то степени компенсирует отмеченный выше недобор часов.

На рис. 2 приведен характерный для традиционной российской модели типовой график понедельного распределения аудиторной и самостоятельной работы студентов в течение семестра, рассчитанный в данном конкретном примере на еженедельную нагрузку студентов в 52 ак. часа, усреднено распределенную между аудиторной и самостоятельной работой в соотношении 26:26.

Семестровая трудоемкость рабочих образовательных программ вуза для такого графика в соответствии со сложившейся практикой по оценке автора заявляется близкой к значению в 1092 ак. часа (21 неделя семестра по 52 часа). Трудоемкость 4-хлетних бакалаврских программ - в 8736 ак. часов (8 семестров по 1092 ак. часа). Трудоемкость бакалаврских программ, пересчитанная из часов в зачетные единицы в соответствии с рекомендованной Минобразованием России методикой , составит примерно 243 зач. ед. (8736: 36). Программы вуза соответствуют главному внутреннему нормативному требованию - еженедельная нагрузка студентов не превышает 54 ак. часов, и требованию ЕПВО - трудоемкость 4-х летней программы подготовки должна составлять 240 зач. ед.


В рамках сложившейся практики реализации традиционной российской модели учебной нагрузки все приведенные выше значения вполне приемлемы. Но, если графики на рис. 2 рассмотреть с позиций модели учебной нагрузки ЕПВО, то получим примерно следующее. Суммарная трудоемкость учебной работы студентов с 1-ой по 18-ю неделю фактически составляет не более 750 ак. часов, вместо заложенных в трудоемкость программы 936 ак. часов (18 недель по 52 часа) - недостающую часть плановой трудоемкости образовательной программы составляют примерно 20% часов, приходящихся на сектор «Свободное время», правомерность наличия которого в типовом графике сама по себе вызывает вопросы. Реальное наполнение зачетной единицы академическими часами составляет не более 28 ак. часов (750 ак. часов: 27 зач. ед.), (27 зач. еднедель по 1,5 зач ед.), а никак не 36 ак. часов, и то при условии, что все студенты тратят на самостоятельную работу именно столько времени, сколько часов приходится на сектор «Самостоятельная работа».

Характерная для традиционной российской модели проблема несоответствия фактических показателей трудоемкости учебной работы студентов установленным нормативам, по мнению многих российских специалистов, в значительной мере порождена несовершенством самих нормативов , которые для очной формы обучения включают два основных ограничения: еженедельная учебная нагрузка студента должна быть не более 54 ак. часов в неделю, при этом минимальное допустимое значение не установлено ; рекомендованное соотношение между часами аудиторной и самостоятельной работы в рабочих программах вузов для очной формы обучения составляет 50% : 50%.

Возмещение расходов из ФСС в 2019 году все так же вызывает вопросы, как и раньше. Сложность заключается в том, что оплачиваются взносы сейчас в налоговую инспекцию, а возмещает расходы по пособиям Соцстрах. В статье разберемся с основными нюансами, связанными с обращением за компенсацией понесенных расходов на соцпособия.

Обратите внимание, что компания вправе вернуть деньги, потраченные на выплаты по ФСС. Для этого нужно подать в ФСС заявление, образец которого смотрите в статье журнала "Упрощенка".

Как возместить расходы по ФСС в 2019 году: порядок действий

Превышение расходов по ФСС

В зависимости от того, когда возникла переплата по страховым соцвзносам (в том числе и за счет превышения соцрасходов), возврат денежных средств производят налоговики или сам фонд соцстрахования. Есть нюансы, которые будут рассмотрены далее.

Для расчета пособий в 2019 году используйте наши статьи:

Какое ведомство в 2019 году возмещает пособия?

В 2019 году непосредственно возмещение осуществляет Соцстрах (ФСС). Алгоритм действий зависит от того, когда появилось положительное сальдо на вашем 69 счете.

Если переплата образовалась на 1 января 2017 года, то заявление на возврат средств подается в Соцстрах. Используется для этого заявление по форме 23-ФСС РФ, утвержденной приказом от 17.02.2015 № 49.

Соцстрах может назначить проверку на данном этапе. По окончании проверки подтвержденные данные о переплате передаются налоговикам, которые в свою очередь осуществляют перевод денег из бюджета.

Если переплата образовалась после наступления 2017 года и 2019, то заявление в Соцстрах подается по форме, рекомендуемой к использованию письмом ФСС от от 07.12.2016 № 02-09-11/04-03-27029. К данной форме требуется приложить еще два документа по рекомендуемым вышеуказанным письмом формам.

В данном случае возврат произведет сам фонд Соцстраха.

Как указывать в отчетности возврат пособий из ФСС с 2019 года?

Возмещения расходов, полученные из Соцстраха, в обязательном порядке отражаются в расчете по страховым взносам, который сдается в налоговую инспекцию.

Суммы должны попасть в строку 080 Приложения № 2 формы отчета. Данные заполняются помесячно и нарастающим итогом.

Нюансы заполнения отчета мы разобрали в статье .

Возврат расходов ФСС в 2019 году при прямых выплатах

Заполняя отчет ЕРСВ, вы можете обратить внимание на строку 001 приложения № 2 отчетной формы. Данная строка подразумевает указание того, какой метод применяется для возмещения расходов по соцобеспецениям – прямые выплаты или зачетная система.

Большинство страхователей используют зачетную систему. Прямые выплаты могут применять только те юрлица или предприниматели, которые зарегистрированы в регионах, где действует пилотный проект ФСС. В этом случае пособия выплачиваются напрямую работникам на основании поданных работодателем в Соцстрах документов.

В 2019 году к списку участников пилотного проекта Соцстраха относятся 33 региона России.

Так как при прямых выплатах начисленные страховые взносы не могут быть уменьшены на сумму выплаченных пособий, то они в отчете ЕРСВ и не отражаются.

Возврат взносов из ФСС в 2019 году при переплате

Страхвзносы, начисленные после наступления 2017 года, уплачиваются в территориальную налоговую инспекцию, где состоит на учете работодатель. Если во страхвзносам на обязательное соцстрахование образовалась переплата в 2019 году, можно поступить следующим образом:

  • оставить переплату под оплату взносов будущих периодов;
  • написать заявление в налоговую инспекцию на возврат образовавшейся переплаты.

П. 1.1 ст. 78 НК РФ указывает на невозможность зачесть переплату по одному взносу (то есть по одному КБК) в счет оплаты других взносов или налогов (то есть других КБК).

Переплата за периоды до 2017 года

В одном из предыдущих разделов уже приведен бланк заявления на возврат переплаты по страхвзносам по нетрудоспособности по состоянию на 01.01.2017.

Никакие документы к заявлению прикладывать необходимости нет.

Но если Соцстрах решит провести проверку перед согласованием суммы возмещения, то по отдельному запросу потребуется показать специалистам Фонда необходимые документы. Это могут быть:

  1. больничные листы;
  2. свидетельства о рождении детей;
  3. справки из медучреждений;
  4. расчетные ведомости по начислению оплаты труда;
  5. приказы о приеме;
  6. справки о заработки с предыдущих мест работы;
  7. иные документы, подтверждающие правомерность заявления права на компенсацию расходов, а также подтверждающие суммы расчетов.

Конкретный перечень зависит от вида возмещаемого пособия.

Сроки обращения за возмещением в ФСС в 2019 году

Обратиться за возмещением расходов из Соцстраха можно в любое время, но следует иметь в виду, что Соцстрах вправе назначить проверку и на свое усмотрения, руководствуясь данными из налоговой инспекции о расходах, отражаемых в отчетах.

Например, проверка при возмещении расходов из ФСС в 2019 году в СПб проходит достаточно быстро, а специалисты Фонда требуют документы только в рамках, установленных законодательством.

Сроки возврата средств после заявления

А вот срок перечисления денежных средств Соцстрахом строго ограничен законом. Вернуть деньги ФСС обязан до истечения 10 дней с даты приема заявления. Правда, если назначается проверка, то срок продлевается.

Как зачесть превышение расходов ФСС в 2019 году

Зачет выплат по соцпособиям в счет оплаты страхвзносов отражается в отчетах, подаваемых в налоговую инспекцию. Отдельных заявлений на такой зачет не требуется.

Подтверждение расходов по ФСС с 2019 года при зачетной системе

Налоговая не требует подтверждать расходы по соцстраху при подаче квартальных и годовых отчетов по страхвзносам.

Запросить подтверждающие документы может только Фонд Соцстраха в рамках выездной или камеральной проверки. А основанием для проверки будут данные от налоговиков о том, что вы понесли расходы на соцпособия, за счет которых уменьшаете взносы к оплате.

Какие документы нужны для возмещения больничного по ФСС в 2019 году

Какие нужны документы для возмещения из ФСС пособия по беременности и родам в 2019 году?

Возмещение из ФСС пособия по беременности и родам в 2019 году, если оно повлекло за собой проверку Соцстраха, предполагает передачу для ознакомления ФСС таких документов:

  1. больничный по беременности и родам;
  2. продолжение больничного листа при наличии такового (для сложной беременности);
  3. справки женщины с предыдущих мест работы или от работодателей по совместительству;
  4. расчет пособия по беременности;
  5. иные документы, обосновывающие правомерность расхода.

Порядок возмещения пособия по беременности и родам из ФСС в 2019 году в случае выдачи продолжения больничного

Если в процессе родов выяснилось, что женщина носила двойню или тройню, а также в случае осложнений при родах, молодой маме выдается продолжение больничного листа. Такое продолжение оплачивается, соответственно, после самих родов, а значит, может попасть в иной отчетный период, чем основной больничный лист.

Подавать документы на возмещение расходов из Соцстраха можно как одновременно на оба больничных, так и по отдельности.

Пакет документов на возмещение расходов, рассчитанных по продолжению, такой же, как и для основного больничного листа.

Когда подаются документы для ФСС на возмещение декретных в 2019 году

Возмещение из ФСС расходов на выплату страхового обеспечения по выплате декретных также производится в любое время на основании поданных в Соцстрах документов. То есть подать документы вы можете в любой срок, а ответить Фонд должен в течение 10 дней либо направлением платежа, либо уведомлением о проверке.

Возмещение больничного листа в 2019 году в ФСС

В случае предъявления к возмещению расходов по обычным больничным перечень документов схож с декретным листком нетрудоспособности. Для возмещения заполняется заявление, справка-расчет и расшифровка.

Помните, что первые 3 дня болезни оплачиваются из средств организации или предпринимателя, а к возмещению можно запросить лишь оплату дней, начиная с четвертого.

Если страхователь применял пониженный тариф или в 2017-2019 году рассчитывает взносы ФСС по нулевой ставке, то к заявлению и приложениям дополнительно прикладывает копию больничного листка с расчетом пособия.

Иные страхователи предоставляют копии подтверждающих документов только по запросу Соцстраха в рамках проверки.

Список документов на возмещение детских пособий

С компенсацией из ФСС выплаченных пособий на детей ситуация аналогичная – необходимо заполнить заявление, справку-расчет и приложения.

Подтверждающими документами для таких пособий могут быть:

  1. документ о рождении (усыновлении) малыша;
  2. документы, подтверждающие то, что родившийся (усыновленный) ребенок уже не первый у данных родителей;
  3. справка с места работы второго родителя о неполучении пособия;
  4. документ, подтверждающий статус одинокого родителя;
  5. иные документы.

Требования по предоставлению документов аналогичны иным основаниям возмещений – одновременно с заявлением копии подают только те, кто имеет право на льготные тарифы. Остальные плательщики взносов предоставляют документацию для подтверждения только по запросу.

Перечень документов для возмещения пособий из ФСС в 2019 году

В некоторых случаях работодатель или сам работник теряют документы для подтверждения права на соцпособие. В этом случае самое правильное – обратиться за дубликатами документов. Отсутствие некоторых документов не помешает компенсировать расходы.

Имейте в виду, что после получения больничного работодателем, медучреждение уже не выдает дубликат больничного листка даже самому болевшему человеку. В этом случае можно сделать запрос от организации или ИП напрямую в медучреждение о предоставлении выписки из книги учета листков нетрудоспособности, где регистрируются данные о номерах документов, периодах нетрудоспособности и т. п.

Если дело не в утере документа, а просто в невозможности оформить тот или иной документ (например, в ситуации, когда молодая мама не может получить от своего законного супруга справку с его места работы), то выплатить пособие все равно стоит, но рекомендуется получить от сотрудника объяснительную, чтобы подложить к пакету документов для Соцстраха. В объяснительной стоит указать, что в случае признания Соцстрахом или судом действий сотрудника недобросовестными, такой сотрудник обязуется возместить полученное пособие.

Каким образом заверяются документы для возмещения расходов в ФСС в 2019 году?

Оригиналы документов проверяющим инспекторам предоставлять не надо. Но они могут в ходе проверки попросить показать оригиналы для сверки с копиями. Себе они эти оригиналы не забирают.

Непосредственно в Соцстрах передаются копии, заверенные:

  1. надписью «Копия верна» или записью аналогичного значения;
  2. подписью руководителя организации или подписью предпринимателя;
  3. печатью, если таковая используется (в противном случае необходимо письмо о том, что печать не используется).

Обычно после проверки Соцстрах возвращает все копии документов.

Переплата по взносам от несчастных случаев

Взносы от несчастных случаев оплачиваются напрямую в Соцстрах, поэтому в данном случае никаких сложностей нет. Заявление на возврат излишне перечисленных взносов подается в свое отделение Фонда, а Фонд в течение 10 дней перечисляет платеж.

Бухучет возмещения расходов ФСС (проводки)

При получении средств из фонда Соцстраха, независимо от того, являются они переплатой или возмещением понесенных расходов, операция будет следующей:

Дт 51 Кт 69

К счету 69 указывается соответствующий взносам ФСС субсчет.

Какими налогами облагается возврат средств из ФСС

Возврат денежных средств из ФСС по любому основанию (переплата или возмещение расходов) доходом не является ни при каком налоговом режиме.

Но следует обратить внимание, не были ли случайно включены выплаты по социальным пособиям ранее в расходы для целей налогообложения и не уменьшили ли они единый налог при УСН 6% или при иных системах налогообложения.

Зачетные единицы – это своего рода «евро», «общая валюта» в сфере (высшего) образования. Чтобы результаты обучения были сравнимы, их надо оценивать в рамках некоторой общей системы. В Европе наиболее распространена система ECTS (European Credit Transfer System, Европейская система перевода (перезачета) кредитов). Примерное содержание одной зачетной единицы – 36 (академических) часов, где академический час обычно равен 45 астрономическим минутам занятий (в большинстве стран бакалавриат предполагает, что студент «набрал» 180 единиц, по 60 в год). Система зачетных единиц выполняет две основные функции. Первая – перезачет курсов, полученных в другом вузе; иначе говоря, необходимую сумму единиц студент может набрать – частично - в другом вузе, и его «собственный» вуз должен их студенту (пере)зачесть – без этого условия академическая мобильность невозможна. Вторая функция – накопительная. Студент может в силу разных причин получать образование «порциями», с разрывом во времени, меняя вузы и т.д. Если не оговорено, что какие-то конкретные результаты более не действительны (например, в силу устаревания данного курса), зачетные единицы накапливаются, пока студент не наберет их нужную сумму для получения соответствующей академической степени (бакалавра, магистра). Разумеется, возможность перезачета и накопления кредитов обусловлена доверием между вузами, сопоставимостью их учебных программ, возможностью, вводя поправочные коэффициенты, учитывать разный удельный вес лекций, семинаров, лабораторных работ, самостоятельной работы студентов и т.д.

" onclick="window.open(this.href," win2 return false > Печать

Расчет по страховым взносам: сложности заполнения

Страхователям впервые предстоит сдать расчет по страховым взносам 02.05.2017. При заполнении новой формы у бухгалтеров возникают различные вопросы. Например, нужен ли нулевой расчет, как отразить больничные и возмещение пособий из ФСС и т. д. В данной статье дадим ответы на самые распространенные вопросы по заполнению расчета.

Порядок представления расчета

Расчет по страховым взносам сдается в ФНС раз в три месяца: по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев и года.

Последнее число для отправки расчета — 30-е число месяца, следующего за отчетным периодом. Из-за праздничных и выходных дней сроки отчетности сдвигаются.

Сдать расчет можно двумя способами (п. 10 ст. 431 НК РФ):

  • в электронном виде, если численность работников составляет 26 и более человек;
  • на бумажном носителе при численности не более 25 человек.

Если в течение отчетного периода у организации были выплаты в пользу физлиц, нужно представить в ФНС титульный лист, раздел 1, подразделы 1.1 и 1.2, приложение 1 и приложение 2 к разделу 1, раздел 3. Остальные листы заполняются при наличии определенных обстоятельств (выплата пособий из ФСС, взносы по дополнительному тарифу и т.п.).

Как отразить декретниц и лиц, находящихся в отпуске без содержания

В расчете по страховым взносам следует отражать данные по всем застрахованным лицам.

Также страхователь должен указать в поле 001 приложения 2 признак выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Всего предусмотрено два признака:

«1» — прямые выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством территориальным органом Фонда социального страхования застрахованному лицу. То есть статус «1» ставится при участии компании в пилотном проекте ФСС.

«2» — зачетная система выплат страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством территориальным органом Фонда социального страхования плательщику. Этот статус ставится, когда страхователь самостоятельно начисляет больничные и они идут в зачет с начисленными взносами.

Как отразить возмещение из ФСС

Если ФСС возмещает средства страхователю, сумму возмещения необходимо отразить в новом расчете по страховым взносам. Согласно Приказу ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@ суммы возмещенных территориальными органами ФСС расходов плательщика на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отражаются в строке 080 приложения 2 раздела 1 расчета.

Так как новый расчет по страховым взносам сдается с 2017 года, логично предположить, что пособия, выплаченные в текущем году за периоды до 2017 года, в расчет не включаются. Порядок заполнения расчета (п. 11.14) гласит, что по строке 080 необходимо указать величину средств, возмещенных ФСС:

  • с начала расчетного периода — с 01.01.2017;
  • за последние три месяца отчетного (расчетного) периода;
  • за каждый из последних трех месяцев отчетного (расчетного) периода.

Если в I квартале 2017 года на расчетный счет компании поступило возмещение пособий за 2016 год, порядок отражения таких выплат лучше уточнить в ФНС.

Нулевой расчет по взносам

Если плательщик страховых взносов в конкретном отчетном периоде не ведет деятельность и не производит выплаты физическим лицам, он обязан представить в налоговую инспекцию расчет по страховым взносам.

Таки образом страхователь заявляет об отсутствии выплат физическим лицам и об отсутствии страховых взносов.

За непредставление нулевой отчетности полагается штраф в размере 1 000 рублей. Об этом предупредил Минфин России в письме от 24.03.2017 № 03-15-07/17273 .

Обязательно в составе нулевого отчета нужно заполнить титульный лист, раздел 1, подразделы 1.1 и 1.2, приложение 1 и приложение 2 к разделу 1. Если в компании есть работники, но в отчетном периоде им не производились никакие выплаты, нужно также заполнить раздел 3.