Конспект занятия по развитию связной монологической речи старших дошкольников «Кто-то, где-то. Рассмотрим методику обучения монологической речи на занятиях с игрушками Конспект занятия по обучению детей монологической речи
Конспект занятия по развитию монологической речи
с использованием модели
(старшая группа группа)
Обучение пересказу сказок «Репка», «Теремок»
Цель. Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность; развивать умение отбирать условные заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету).
Материал: сказки «Репка» и «Теремок» (обработка О. Капицы), бандероль; на каждого ребенка - конверты с набором условных заместителей к сказкам, фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей двух сказок.
Ход занятия: Заходит почтальон и вручает воспитателю бандероль. С ребятами вскрывается бандероль, достается книжка «Репка».
Интересная сказка, кто прислал нам ее, здесь письмо, оно от кота Леопольда.
Детям читают письмо: «Дорогие ребята, посылаю вам свои любимые книги. Хочу, чтобы вы научились составлять сказки, хорошо их рассказывать и прислали мне ответ, понравились ли вам мои сказки или нет? Кот Леопольд».
Эта книга-сказка про «Репку». Мы с вами её читали, пересказывали, обыгрывали. Вспомните, какие герои в этой сказке? (Дети перечисляют). Давайте мы с вами поиграем и попробуем составить эту сказку. Пройдите за столы и возьмите конверт. Вынимаем то, что в конверте. (Дети выполняют задания).
Чем отличаются полоски друг от друга? (Размером). Чем они похожи? (Цветом). Какого они цвета? (Оранжевого). Еще есть геометрическая фигура, какая? (Круг). Какого цвета? (Желтого).
У каждого героя сказки своя, определенного цвета полоска. Какую возьмем по размеру полоску для деда? Почему? (Самую длинную - дед самый высокий). Какую возьмем по размеры полоску для бабки? (Покороче, чем у деда - бабка ниже ростом). Далее дети берут полоски для внучки, Жучки, кошки и мышки, и объясняют, почему. Самая короткая полоска для мышки. Почему? (Мышка самая маленькая, серенькая).
Воспитатель рассказывает детям сказку, а они её составляют. Дети сначала кладут репку, затем полоску - деда, полоску - бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку.
Сказка закончилась. Вы эту сказку составили, используя полоски разного размера. Кто расскажет сказку по выполненным полоскам? (Выбирается желающий. Один ребёнок рассказывает, а все ребята следят по своим полоскам и помогают). Хорошо, молодцы ребята, сказка получилась интересная.
2. Ребята, а теперь посмотрите вот на эту книгу (из бандероли достаётся сказка «Теремок») и скажите, знакома она вам или нет? (Да, знакома! Называют сказку). Да, действительно, вы все знаете сказку «Теремок». Нравится она вам? (Да!) Назовите мне персонажей этой сказки? (Дети перечисляют, всего 8 и еще домик - «Теремок»).
Давайте дадим характеристику каждому персонажу, обратите внимание, что каждый герой автором уже немного охарактеризован (муха - горюха, комар - пискун и т.д.).
А теперь подойдите к столам и возьмите конверты, в которых лежат фигурки - заместители. (Дети выполняют). Давайте посмотрим, какие они? (Размещают их на фланелеграфе). Какой формы, размера, цвета? (Квадраты разного цвета и размера). Еще есть теремок. Какого он цвета? (Желтого).
Теперь будем составлять и рассказывать сказку «Теремок». (Дети по очереди рассказывают и составляют сказку). Как вы думаете, с какого квадрата мы начнем, какой возьмем потом и т.д. (От самого маленького до самого большого).
Когда дети закончат рассказывать и составлять сказку, спрашиваем, понравилось ли им так работать со сказкой? Почему? (Необычно, интересно).
Вспоминаем с детьми концовки к сказкам: «Вот и нашим сказкам конец, кто нас слушал - молодец!» А еще, какие концовки знаете? (Дети называют по желанию: «Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают», «И я там был, мед, пиво пил. По усам текло, в рот капли не попало»).
Рис.4. Сериационный вид модели к сказке «Репка»
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Основные требования к монологической речи. Классификация устной речи. Развитие связной монологической речи у дошкольников по рассказыванию картинок, использование сказкотерапии. Занятия по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста.
контрольная работа , добавлен 20.02.2012
Понятие монологической речи и проблемы ее развития. Особенности нарушения связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Направления коррекционной работы по развитию речевой деятельности дошкольников.
курсовая работа , добавлен 24.11.2014
Теоретические основы развития навыков связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Разработка коррекционной программы по развитию связной монологической речи. Обзор методических рекомендаций родителям.
дипломная работа , добавлен 13.10.2017
Характеристика связной речи, ее особенностей. Определение уровня развития монологической связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и без речевой патологии. Методические рекомендации по логопедическому воздействию на детей с ОНР.
дипломная работа , добавлен 31.10.2017
Работа с керамикой как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Коррекционно-педагогическая работа по развитию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.
дипломная работа , добавлен 27.10.2017
Методы развития у учащихся умений монологической речи по теме "Нealth and Food" до уровня развернутого монологического высказывания. Формирование умения самовыражения на английском языке на основе лексико-грамматического оформления речевого высказывания.
конспект урока , добавлен 06.05.2015
Психологические и лингвистические особенности иноязычной монологической речи. Характеристика различного типа опор для обучения иноязычной монологической речи учащихся средней школы. Комплекс упражнений для обучения устной иноязычной монологической речи.
курсовая работа , добавлен 19.06.2013
Проблема обучения монологической речи (устной речи, ее умениям и навыкам). Психолого-педагогические особенности обучения иноязычной монологической речи учащихся на разных этапах обучения. Практическое применение приемов обучения монологической речи.
курсовая работа , добавлен 28.07.2015
Департамент образования города Москвы Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина» (ГАПОУ МОК им. В. Талалихина) г. Москва, 2017
Актуальность проекта:
Во все времена для образования развитие речевых способностей детей всегда имело значение. С каждым годом увеличивается число детей страдающих недоразвитием речи. Речь детей становится бедной, мало понятной. А не ясная речь ребёнка затрудняет его общение, и он будет нуждаться в помощи специалистов. Для успешной подготовки ребёнка к школе в образовательные Программы воспитания и обучения дошкольника включена задача по формированию умения самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам. При планомерной работе дошкольники способны составлять рассказ по определенной картине, и у них это не вызывает сложности. Рассказы носят творческий, оригинальный характер.
Проблема: Не секрет, что данный вид работы является не интересным как для детей, так и для педагогов. Но ведь такой вид работы необходим! Как заинтересовать ребёнка! Рассказы детей не должны являться вариантами образца рассказа воспитателя, ребёнок не должен терять интерес к рассказу своих сверстников.
Цели проекта:
- Усвоение способов для создания собственного речевого продукта по сюжетной картине.
- Формирование у дошкольников интереса к созданию собственного речевого продукта.
Задачи проекта:
- Развивать связную речь.
- Составлять рассказы по предложенной картине.
- Учить излагать связно, последовательно.
- Учить выражать своё отношение к качествам разных персонажей.
Участники: Дети старшего возраста (5-7 лет) , воспитатель, учитель-логопед, родители.
Материалы: Методическая литература, подборка картин по возрасту, оформление картотеки «Дидактические игры по развитию речи» .
Основные направления работы с детьми:
- Обогащение словаря.
- Учить подбирать наиболее точные определения при описании картин.
- Знакомство с различными видами картин, просмотр слайдов (действие происходит вне помещения, действие происходит в помещении, пейзажи, без действующих лиц) .
- Знакомство с принципами составление рассказа (у рассказа есть начало, середина и конец; эти части «дружат» между собой) .
- Учить самостоятельно начинать и завершать рассказ.
- Отличать рассказ от простого набора предложений.
- Составление рассказа по картине с использованием наглядного моделирования.
- Учить придумывать свой рассказ по предложенной картине, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.
- Инсценировка сюжета картины.
- Самостоятельная речевая деятельность детей.
- Воспитывать внимание к своей речи и речи товарищей.
- Создание речевых подарков в виде картины.
Работа с родителями:
- Консультационный материал для родителей (перечень картинных галерей для совместного посещения с ребенком) .
- Посещение картинной галереи родителей с детьми (фотовыставка) .
Методическое сопровождение:
- Конспекты занятий.
- Игры.
- Творческие задания.
Этапы реализации:
- этап - определение темы и цели, создание методической базы (январь-февраль)
- этап - составление конспектов занятий, схем для наглядного моделирования (февраль-март)
- этап - проведение занятий, игр (апрель-июнь)
- этап – презентация - проведение итогового занятия (июнь) .
Планируемые результаты от реализации проекта:
Для воспитанников:
- Внимательно выслушивают вопрос и развернуто отвечают.
- Составляют рассказы.
- Объясняют содержание картины.
- Выражают своё отношение.
Для педагогов:
- Накопление педагогами практического опыта работы.
- Составление картотеки дидактических игр.
- Создание материала для педагогов и родителей.
Продукты проекта:
- Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах совершенствования связной монологической речи детей в процессе обучения рассказыванию по картинам.
- Создание сборника речевых, дидактических, имитационных игр.
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
№8 г. Липецка
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
по развитию связной монологической речи через обучение составлению творческого рассказа
с применением ТРИЗ «Волшебный мир библиотеки»
Воспитатель:
Емельяненко О.А.
Липецк 2017
Пояснительная записка 3
Актуальность, новизна творческой работы 3
Цели, задачи, планируемый результат 4
Возраст участников 5
Условия проведения 5
План проведения сценария 6
Список литературы 15
Приложение 16
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится человеком благодаря литературе. Книга - источник всяческих знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение.
В настоящее время на государственном уровне вплотную занялись решением проблем литературной сферы и стимулированием самого интереса россиян к чтению.
2015 год был официально объявлен Годом литературы. Указ о его проведении подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 12 июня 2014 года. Глава государства отметил, что в будущем году пройдет целый ряд мероприятий, связанных с русской словесностью. К Году литературы в России приурочено проведение огромного числа мероприятий, к которым я решила присоединиться.
Актуальность и важность проблемы очевидны. Телевизор, компьютеры практически вытеснили книгу из жизни детей. Моя задача - приобщить ребенка к книге.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Волшебный мир библиотеки» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, существенно повышает интерес детей к художественной, классической, современной литературе и навыкам чтения, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Предоставляет детям возможность в течение НОД поработать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы. Поддерживая стремления детей к творчеству, данный конспект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над темой позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень.
Новизна творческой работы. В настоящее время большое внимание уделяется преемственности работы школы и детского сада. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения. Все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития монологической речи. Ещё большего внимания, усиленной подготовки требуют дети с общим недоразвитием речи.
Решению этих задач способствует технология «Обучение творческому рассказыванию по картине» авторов Сидочук Т.А., Кузнецова А.Б. Данная технология позволяет обучение творческому рассказыванию и одновременно решает задачи развития, как связной речи, так и развития высших психических функций: воображения, внимания, памяти. Это необходимо знать и применять в работе с детьми с ОВЗ. Она формирует у детей умение выявлять самые характерные признаки, свойства и качества, ограничивать главное от второстепенного, случайного, а это способствует развитию более содержательной, обдуманной речи.
Это пошаговый метод, помогающий получить гарантированный результат: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса к этому виду деятельности всех детей. В основу методики положен инструментарий для формирования системно-диалектического способа мышления, разработанный в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ ). Одной из задач которой – создание у ребенка зоны успеха, т.е. уверенности в своих силах, умению выполнять такую сложную деятельность – как рассказывание. Психологическая готовность в данном случае позволяет преодолеть барьер неуверенности и выводит ребенка на новый уровень речевого развития.
Цель: развитие связной речи, через составление творческого рассказа по сюжетной картине «Библиотекарь» с элементами ТРИЗ.
Задачи: развивать познавательный интерес, детскую инициативу, речевые, коммуникативные навыки и творческое воображение через формирование у детей потребности в книге, чтении, в духовном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании. Обобщить и систематизировать представление, словарь детей по теме: «Библиотека, книга», познакомить с библиотекой, развивать связную речь через составление рассказа по сюжетной картине, помочь детям освоить разные способы поиска информации, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей и взрослых, по участию, в познавательно-исследовательской деятельности . Расширять представления о книге через познавательно-исследовательскую деятельность. Воспитывать бережное отношение к книге, развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность. Развивать и обогащать социально-личностный опыт посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
ЗАДАЧИ образовательной программы | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Коррекционно-образовательные: Развивающие: Воспитательные: |
Развивать словесно- логическое и ассоциативное мышление, внимания, памяти, развивать умения выдвигать гипотезы о свойствах предметов и их применении. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников на основе организации совместной деятельности (умения работать над картиной в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества ). Воспитывать умение следовать социальным нормам поведения и правилам. Воспитывать способность, оказывать помощь, учитывать чувства других людей.
|
Приобретен новый познавательный опыт, который дети могут применять самостоятельно, владеют навыками взаимодействия со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности.
- Возрастная группа: старшая группа.
- Условия проведения :
Форма НОД : интегрированное занятие-экскурсия.
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная).
Интеграция областей : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие» «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Средства:
Наглядные: предметные картинки: книги, лампа настольная, стол, стул, библиотекарь, мальчик, девочка, этажерка с книгами, пол,
Мультимедийные: Виртуальная экскурсия (презентация) «В Российскую библиотеку», проектор.
Материалы к НОД: магнитно-маркерная доска, маркеры, магниты, волшебники, волшебная коробочка, указка.
ХОД:
Этапы деятельности (алгоритм) | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат (продукт деятельности, компетентности, качества) |
|
Предварительный мотивация на совместную деятельность | - "Доброе утро, дети! Я принесла с собой волшебную коробочку Все что сегодня с нами произойдет- будет волшебным. Итак, волшебство начинается… Воспитатель приглашает детей в стать в круг и подарить улыбку соседу. Я вам желаю, чтобы такое настроение было на протяжении всей нашей встречи. | Обеспечивает доступность их привлекательность (педагог здоровается с детьми. | Дети заходят в группу, здороваются, занимают удобные для них места. | Эмоциональный настрой. Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности |
Организационный Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию Уточнение правил поведения | Сегодня день у нас особый! Я познакомлю вас, друзья, С предметом, без которого Прожить на свете нам нельзя! Сейчас я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь отгадать ее. У сосны и елки - листики-иголки. Правильно, это – КНИГА! А для чего нам нужны книги? (Чтобы читать, узнавать новое, чтобы учиться в школе, чтобы быть умнее.) Много книг на белом свете Как же ребята надо обращаться с книгой, чтобы она действительно была другом? А вы знаете, где хранятся книги? (Дома, на полках, в книжных шкафах, и в библиотеках.) Как вы думаете, что такое библиотека? Это собрание книг, которые один человек или много людей собрали и хранят. Самая большая библиотека находиться в Москве – Российская библиотека. Туда мы с вами сейчас и отправимся. (Слайд2) Прежде чем войти вспомним правила поведения в общественном месте (слайд 3). А теперь войдем в здание Российской библиотеки (слайд 4). Чтобы обойти все помещения, понадобится много-много часов. Эта библиотека такая большая потому, что попадают сюда каждая книга, журнал, газета, напечатанные в нашей стране. Здесь миллионы книг. Слайд 5. Каждая библиотека – это целый город, длинные-длинные ряды книжных полок тянутся там как улицы. Занимают эти хранилища многие этажи. Найти нужную книгу в таком городе помогает библиотекарь. У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги: этаж и полку, где она хранится. Слайд 6. В ящиках - каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку, сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу. Слайд 7. В больших библиотеках, таких как Российская библиотека, используют специальные поезда, чтобы нужные книги доставить в читальный зал! Давайте зайдем в детское отделение и понаблюдаем за работой библиотекаря. А помогут нам в этом помощники –волшебники. | Стимулирует любознательность детей, интерес Виртуальная экскурсия в самую большую библиотеку России. (Приложение в Microsoft PowerPoint прилагается) | Актуализация знаний детей Включение детей в целеполагание Побуждение к деятельности, эмоциональный настрой - Слушают, рассуждают. | Введение в тему эмоциональное погружение. |
Ценностно-волевой Рефлексирующий Выводы о проделанной работе | Пришел «Волшебник Дели-Давай». Он умеет все на свете делить на части Посмотрите и скажите «дели». Для этого сделайте трубу: сложите ладошки вместе, чтоб получился маленький глазок, и смотрите через него, так, чтобы в глазок попал только один объект. Дети смотрят, называют, что видят и схематически отображается это на доске и обводится кружком. Кого вы видите на картине? Что вы видите на картине? 2 . Игра «Объединение» или «Ищу друзей» Выделите два объекта на картине (кого с кем, что можно объединить). Объясни, почему они между собой связаны. Объедини названные объекты стрелками. Мы картинку разобрали на части, а собрать забыли. Для этого понадобится умение второго волшебника «Объединяй» объединять. Какие два кружочка или картинки мы можем связать между собой? Кто придумал, может подойти к доске и соединить линией, с условием, что он сможет обосновать почему так сделал. Итак, объединяем стол и книгу, потому что книга лежит на столе. 3 .Игра «Вхождение в картину». Представьте себе, что вы попали в эту библиотеку, закройте глаза, прислушайтесь. Появился волшебник «Я слышу». - Что вы слышите в библиотеке ? слышу как шелестят книги, как разговаривает библиотекарь, с детьми, тишину, звук отодвигающегося стула). - « Когда я трогаю руками,…» («Я трогаю руками). Книга – твердая, мягкая, бумага шершавая, гладкая; лампа – горячая; шкаф, этажерка – деревянный, тяжелый; пол – гладкий, твердый, шероховатый. Мы вместе с волшебниками слушали, смотрели, ощущали. А хотите поиграть с ними. Физкультминутка «Открывай скорее книжку! Открывай скорее книжку: (раскрываются сложенные ладони)
Приготовьтесь к составлению рассказа по цепочке. Внимательно слушайте, не повторяйте ответы товарищей. Расскажите, куда пришли дети, кто работает в библиотеке, что делает библиотекарь, где хранятся книги, как нужно обращаться с книгой. Загляните в прошлое и будущее людей, изображенных на картине. Начните рассказ словами «Однажды… ». Составление рассказа детьми Однажды Таня и Витя зашли в библиотеку. И были очень удивлены увидев много книг. Книги стояли на деревянных этажерках, полках, шкафах. Книги были толстые и тонкие, большие и маленькие, детские и взрослые, художественные, научные. В библиотеке была тишина, только иногда было слышно голос библиотекаря и шёпот детей, как шелестят листы книг, как скрепят стулья, и гудит настольная лампа. Таня выбрала новую, толстую, интересную книгу про зверят. А Витя всё стоял рассматривал книги и никак не мог выбрать самую интересную книгу. Ему хотелось прочитать многие книги. Когда Таня вернется домой она весь вечер будет читать книжку, узнает много интересного о жизни животных и расскажет о ней Вите. Решение проблемных ситуаций: "Если бы не было книг" А мы сегодня с вами много говорили о книге, библиотеке. Давайте представим, хотя бы на миг, Я с вами полностью соглашусь ребята, что без книг было бы не интересно, поэтому книги нужно беречь . Скажите, что больше всего вам понравилось, О чем еще хотелось бы узнать? Выход на новую проблему Где пригодятся вам эти знания? Волшебники они очень рады знакомству с вами, но пришло время возвращаться в волшебный мир библиотеки, На память о нашей встрече они дарят каждому из вас книгу. Помни, юный гражданин, Книга – роста витамин! Читая сказки круглый год, | Развивает зрительно –пространственный гнозис. Формирует умения устанавливать причинно-следственные связи. Логопед побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает мысленно прислушаться, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой т.д. Развитие восприятия через разные органы чувств. Обучение мыслительным операциям Организует физическую разминку, двигательную активность в непринуждённой обстановке Закрепляет знания, полученные в ходе этапов составления рассказа Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность. | Дети называют предметы которые видят на картине и помещают предметную картинку на магнитную доску. Дети маркером на доске соединяют предметы между собой. Представляют возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине так и предполагаемых за ее пределами. Картина рассматривается детьми как остановившейся миг. По сути же, возможно развитие сюжета во времени. Выражают собственные мысли. Сосредотачивают внимание. Осуществляют контроль и взаимоконтроль. Самостоятельно решают поставленную задачу. Выражают собственные мысли. чувства и эмоции. Составление рассказа детьми. Представление своего опыта сверстникам (взрослым). Выводы, умозаключения детей, рассказывают о своих чувствах, эмоциях, выражают своё мнение о работе Трансформация знаний, умений, приобретенных в совместной деятельности с педагогом в опыт самостоятельной деятельности. | Умение использовать речь взрослого как источник информации при выполнении заданий. Проявление инициативности в общении со взрослым и сверстниками. Готовность рассказать об опыте другим участникам образовательного процесса |
Список литературы
- Альтшулер Г.С., Мурашковска И. Н., Валюмс Н. П. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке), СПб.: Издательство ТОО "ТРИЗ-ШАНС"; 1995. - 39 с.
- Вальков В., А. Сталь «Книжкин дом » Издательство: "Книжная палата" (1990) .
- Кыласова Л. Е. «Развитие речи» Конспекты занятий для подготовительной группы - Волгоград: Учитель, 2008. 332с.
- Романенко В.Н. Рассказы о книгах и библиотеках Санкт-Петербург. 2003 - 125 с.
- http://biblionight.info
.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Картина «Библиотекарь».
Репродукции русских художников