Спасо яковлевский монастырь. Ростов Великий: Спасо-Яковлевский мужской монастырь. Как выглядел монастырь в XVIII веке

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь - старинная монашеская обитель в Ростове Великом, в которой находятся мощи великого русского святого - .

Монастырь был основан в конце XIV века ростовским епископом Иаковом. За помилование преступницы епископ был изгнан из города и поселился на юге от него. Он построил часовню в честь Зачатия Пресвятой Богородицы, около которой вскоре образовался монастырь. Первый каменный собор был освящен сначала как Троицкий, а потом как Зачатьевский (XVII век). Его расписывали ярославские иконописцы.

В начале XVIII века монастырю оказывал покровительство святитель Димитрий Ростовский. Он был похоронен в Троицком (Зачатьевском) соборе, что и было исполнено. Екатерина II пожертвовала для его мощей роскошную раку, а с 1763 года до самой революции их ежегодно носили крестным ходом до Ростовского кремля. В течение XVIII-XIX веков обитель неоднократно посещали императоры и императрицы.

В 1927 году монастырь был закрыт, часть имущества поступила в Ростовский музей, часть была разграблена. Вновь обитель была открыта в 1994 году. С тех пор идет ее активное возрождение.

Интересные факты о Спасо-Яковлевском монастыре

    В XVIII веке в монастыре расцвело искусство ростовской финифти. Его принесли в город мастера, приглашенные для поновления икон.

    В честь святителя Димитрия Ростовского в обители был построен Димитриевский собор (1794—1802 годы). Граф Николай Шереметьев, пожертвовавший свои средства, надеялся, что мощи святителя будут перенесены в новый собор, но этого не произошло. По завещанию графа была изготовлена золотая митра с драгоценными камнями для раки святителя.

    В Ростовском музее хранится портрет старца Амфилохия, который жил в XIX веке и в течение 40 лет непрерывно нес особую службу у мощей святителя Димитрия.

    Последним настоятелем монастыря был епископ Угличский Иосиф (Петровых), будущий митрополит Ленинградский, не принявший декларацию митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти.

Спасо-Яковлевский монастырь - православный мужской монастырь. Расположен на берегу озера Неро в юго-западной части Ростова. С 1764 до 1888 имел статус ставропигии.

История монастыря

Средневековый период

Основан в 1389 году ростовским епископом св. Иаковом († 27 ноября 1392; память - 27 ноября). Изгнанный из города своей паствой (за помилование ожидавшей казни преступницы), Иаков поселился к югу от Ростова, неподалёку от церкви Архангела Михаила (основанной ещё в XI веке св. Леонтием Ростовским; последнее по времени здание этого храма было снесено в 1930-е годы), рядом с источником (сейчас над ним - часовня 1996 года), где своими руками срубил небольшой деревянный храм и освятил его в честь Зачатия Пресвятой Богородицы. Вскоре возле церкви формируется небольшая община единомышленников изгнанного епископа; так сформировалась новая обитель.

После смерти епископа Иакова началось его местное почитание как святого; его захоронение оберегалось как святыня. Общецерковное прославление совершено Макарьевским собором 1549 года. Его мощи покоятся под спудом в церкви Зачатия св. Анны.

Монастырь именовался Зачатьевским (по имени главного храма, посвящённого Зачатию праведной Анны) или Иаковлевским - по имени основателя обители. Со времени основания обители (XIV век) до второй половины XVII века все постройки Зачатьевского монастыря были исключительно деревянными (ни одна из них не сохранилась до наших дней).

Первым каменным зданием монастыря стал Троицкий , позднее Зачатьевский собор (1686), построенный на месте одноимённой деревянной церкви. Собор пятиглавый, с тремя алтарными апсидами, без богатого декоративного убранства в то время при нём была шатровая колокольня о шести колоколах. Освящал собор ростовский митрополит Иона Сысоевич. В 1689 году собор был расписан ярославскими мастерами. Над гробницей св. Иакова была возведена каменная сень.

Монастырь в XVIII веке

В 1702-1709 годах монастырь находится под особой опекой ростовского митрополита Димитрия Ростовского. Приехавший 1 марта 1702 в Ростов по велению Петра Первого, он был торжественно встречен в Яковлевском монастыре и сразу же отслужил благодарственный молебен в Троицком (будущем Зачатьевском) соборе. По преданию, в тот же день он указал место своего будущего погребения - в юго-западном углу храма.

Димитрий Ростовский был погребён 25 ноября 1709 года в Троицком (будущем Зачатьевском) храме. Над местом его погребения была выстроена деревянная гробница со стихами-эпитафией, написанными другом умершего - местоблюстителем патриаршего престола митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским). Кроме того, согласно воле умершего, в монастырь поступили две иконы Богоматери: келейная Боголюбская с ростовскими угодниками и особенно почитаемая Ватопедская.

В 1725 году велением ростовского епископа Георгия (Дашкова) к Троицкому собору был пристроен северный Зачатьевский придел , в XIX веке перестроенный в отдельный храм. В 1754 году по указу Арсения (Мацеевича) собор был переименован в Зачатьевский (так же, как назывался и его деревянный предшественник; название сохраняется и поныне), а придел - в честь Иакова Ростовского.

21 сентября 1752 году при починке церковного пола были обретены мощи святителя Димитрия Ростовского; согласно житийному повествованию, мощи и одежда святителя, не тронутые тлением, были трижды освидетельствованы церковными иерархами. 22 апреля 1757 года состоялась канонизация св. Дмитрия Ростовского. Число паломников в монастырь сразу же значительно увеличилось. У западной стены в том же году был построен гостиный двор для богомольцев. По заданию митрополита Арсения (Мацеевича) монастырский эконом завёл тетрадь, куда паломник могли бы записывать свои рассказы о чудесных исцелениях у гробницы святого. Получившаяся большая рукописная книга, которая охватывает события с 1753 по 1764 годы и содержит описание 288 исцелений, ныне хранится в Архиве Ростовского музея.

В 1758 году из серебра, добытого на Колыванских рудниках, по приказу императорицы Елизаветы Петровны была создана рака для мощей св. Димитрия Ростовского. На серебре была выгравирована эпитафия св. Димитрию, сочинённая Михайло Ломоносовым. 25 мая 1763 года состоялся первый крестный ход от Успенского собора Ростовского Архиерейского дома к Спасо-Яковлевскому монастыря, который с тех пор проводился ежегодно (вплоть до революции).

Сохранилось несколько описей монастыря, относящихся к середине XVIII века: деревянная рубленая ограда с воротами в каждой стене (и ограда, и ворота были крыты тёсом). Главные - Святые - ворота, украшенные росписью, находились с восточной стороны. Остальные трое ворот были въезжими, причём рядом с каждым находилась небольшая входная калитка. Возле западной стены находились настоятельские покои - деревянные, с четырьмя комнатами и сенями, лестница из которых вела в светёлку. С южной стороны находились каменные братские кельи, в северо-восточном углу - несколько деревянных келейных корпусов. С восточной стороны располагались деревянные хозяйственные постройки: амбар, конюшня, сарай, два каменных погреба; около Святых ворот стояла хлебная палата с кухней; в юго-восточном углу - каменная поварня и пивоварня. За восточной стеной ограды был расположен монастырский двор, на котором стояли три избы, за западной - гостиный двор для богомольцев.

С 1764 года, согласно манифесту Екатерины Второй, до 1888 года монастырь числился ставропигиальным, то есть подчинённым непосредственно Святейшему Синоду.

В тому же году к обители приписаны строения стоявшего рядом упразднённого Спасо-Песоцкого монастыря, в том числе монументальный Спасо-Преображенский собор XVII века (это единственное здание Спасо-Песоцкого монастыря, сохранившееся до наших дней). По этой причине в 1765-1836 годах обитель официально именутся Спасо-Иаковлевским Зачатьевским монастырём .

В 1760-е годы в Зачатьевский собор был поставлен деревянный резной иконостас, выполненный резчиками С. Шоломотовым и С. Бочаровым. В 1780 году иконы специально для этого иконостаса написал харьковский иконописец В. Ведерский.

Во второй половине XVIII века деревянные стены монастыря были заменены каменной оградой . На углах и над воротами появились красивые, с легкими ажурными силуэтами башни, над восточными воротами - высокая трехъярусная колокольня. В монастырском дворе были построены двухэтажные братские кельи и настоятельский корпус.

В конце XVIII века в Спасо-Яковлевском монастыре расцветает искусство финифтяной иконы. Возникновение этого промысла в Ростове связано с именем митрополита Арсения (Мацеевича), пригласившего в Ростов иконописцев, работавших в современных для того времени стилях, - для поновления старинных и написания новых икон. Среди них были и мастера финифтяной иконы. Вначале центром финифтяного промысла был ростовский Архиерейский дом, а после перевода Архиерейского дома в упразднённый к тому времени ярославский Спасо-Преображенский монастырь основным заказчиком финифтяных икон стал Спасо-Яковлевский монастырь, где их покупали на память о посещении монастыря богомольцы.

В 1794-1802 гг. на средства графа Н. П. Шереметева был возведен Димитриевский собор . Этот богатый храм в стиле классицизма проектировали московский архитектор Назаров и крепостные зодчие Душкин и Миронов. Шереметев желал создать храм, достойный мощей св. Димитрия Ростовского, которые, как рассчитывал граф, будут перенесены сюда сразу после окончания строительства. Однако высшее духовенство Ярославской епархии, приняв во внимание волю самого Димитрия, не благословило перенесение мощей из Зачатьевского собора в Димитриевский. Граф Н. П. Шереметев был крупнейшим благотворителем за всю историю обители: помимо строительства собора, он жаловал монастырю облачения, золотую и серебряную церковную утварь. Даже после смерти Шереметева (1809) монастырь получил золотую митру с драгоценными камнями на раку с мощами св. Димитрия, выполненную в Санкт-Петербурге согласно завещанию графа. В память о Шереметеве Димитриевский собор нередко называют Шереметевским .

Монастырь в XIX - начале XX веках

В начале XIX века в монастырь подвизался «гробовой старец» Амфилохий, который в течение 40 лет ежедневно по многу часов стоял перед ракой с мощами св. Димитрия Ростовского. После смерти старца в Ростове установилось его местное почитание.

В 1836 году на месте старого Иаковлевского придела Зачатьевского собора 1754 года выстроен храм св. Иакова Ростовского . Строительство церкви было осуществлено при активном участии архимандрита Иннокентия на средства благотворительницы монастыря - графини А. А. Орловой-Чесменской (чуть раньше участвовавшей в восстановлении и перестройке новгородского Юрьева монастыря). Росписи были выполнены Тимофеем Медведевым (не сохранились до нашего времени).

В 1836 году возведена паперть Зачатьевского собора. На паперти поставлены гробницы в виде саркофагов, в том числе гробового иеромонаха Амфилохия (ум. 1824) и архимадрита Иннокентия (ум. 1847), справа - Полежаевых Михаила Михайловича (ум. 1876) и Веры Леонидовны (ум. 1885).

В 1860-х годах был выстроен заново главный иконостас Димитриевского собора. Теперь он представлял собой триумфальную арку из искусственного мрамора (проект К. А. Докучиевского).

В 1836 году Святейший Синод по прошению архимандрита Иннокентия утвердил новое официальное наименование обители - Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь .

В монастырь приезжали на богомолье Екатерина Вторая, Александр Первый, Николай Первый, Александр Второй, Николай Второй.

В монастыре сохранялось огромное собрание книг и рукописей, ценный архив нот, исторических документов.

В 1909 году возникает традиция перенесения мощей св. Димитрия Ростовского из Зачатьевского собора в Димитриевский: с 25 мая по 28 октября мощи ежегодно пребывали в Димитриевском соборе (как и хотел его строитель - Н. П. Шереметев), остальное время - в Зачатьевском. Перенесение мощей сопровождалось крестным ходом при большом стечении народа.

В начале XX века были освящены новые храмы внутри уже существовавших к тому времени построек. В Иаковлевской церкви в 1912 году открыт пещерный храм в честь Воскресения Христова , а в 1916 - придел в честь Ватопедской иконы Божьей Матери (последний - на пожертвования С. П. Колодкина «в вечное поминание убиенного воина Феодора»). В 1909 году в юго-западной башне открыт храм в честь Толгской иконы Божией Матери - домовая церковь настоятеля монастыря. Из этой церкви по лестнице можно было подняться на смотровую площадку башни, откуда открывалась панорама города.

Упразднение и возрождение обители

С 27 февраля 1909 года до закрытия обители настоятелем был епископ (впоследствии митрополит) Иосиф (Петровых).

После 1917 года службы в монастыре шли только в Яковлевской цекрви.

В 1923 году монастырь был окончательно закрыт. В зданиях монастыря были размещены жилые квартиры, мастерские. Иноков изгнали, монастырское имущество, книги и рукописи частично поступили в Ростовский музей, частично разграблены. В 1928 году часть рукописного собрания бывшего Спасо-Яковслевского монастыря была перевезена в Москву (ныне - в РГАДА).

В 1980-е годы был разобран резной барочный иконостас XVIII века из Зачатьевского храма. В настоящее время сохранился только его остов.

15 апреля 1991 года монастырь возвращён Русской православной церкви. Решением Священного Синода от 7 мая 1991 года по рапорту архиепископа Ярославского и Ростовского Платона (Удовенко) монастырь был возобновлён.

В монастыре покоятся мощи ростовских святых Авраамия и Димитрия. Здесь же пребывают иконы Ватопедской Божией Матери и келейная св. Димитрия Ростовского. Частично сохранился монастырский некрополь.

В 1996 году над источником вновь сооружена небольшая деревянная часовня (архитектор - М. Панкратов, Москва), освящённая в честь святителя Иакова., освященная 10 декабря архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем (Хархаровым).

Современный облик обители

Все три храма, находящиеся на территории монастыря, выстроены в единую линию вдоль восточной стены обители - это придаёт внешнему облику монастыря строгий классический вид.

Зачатьевский собор

Современное здание собора (первоначально освящённого в честь Троицы) выстроено в 1686 году в узорочном стиле. Своды поддерживают четыре столпа. Алтарь отделён каменной стеной с иконостасом. Между столпами и стенами переброшены арки.

В XIX веке собор был окружён пристройками. Северный каменный Иаковлевский (первоначалльно - Зачатьевский) придел выстроен в 1725 году. Паперть собора возведена в 1836 году. На паперти поставлены гробницы в виде саркофагов: слева погребены гробовой иеромонах Амфилохий (ум. 1824) и архимадрит Иннокентий (ум. 1847), справа - Полежаевы Михаил Михайлович (ум. 1876) и Вера Леонидовна (ум. 1885).

Внутри сохранились древние фрески 1689 года. На алтарной стене (на уровне местного ряда иконостаса - в правой нише) сохранилась надпись в четыре ряда:

Фрески выдержаны в жёлтых, голубых, коричневых тонах. В стенных нишах по сторонам иконостаса изображены: справа - праведные Иоаким и Анна, слева - святитель Иаков. В верхнем ярусе настенных росписей изображены ветхозаветные события, связанные с праотцем Авраамом и явлением ему Святой Троицы. Нижний ярус стен расписан фресками на евангельские события. На столпах изображены воины-мученики.

Димитриевский собор

Димитриевский собор нередко именуют Шереметьевским в честь его строителя - графа Н. П. Шереметева, а также его сына Д. Н. Шереметева (устроившего здесь в 1869-1870-х годах новый иконостас) и внука С. Д. Шереметева (также сделавшего несколько крупных вкладов в обитель).

Собор возведён в 1795-1801 годах в классицистическом духе по проекту московского архитектора Е. С. Назарова и крепостных зодчих Шереметева Миронова и Душкина. Храм бесстолпный, огромный купол опирается на сильно выступающие пилоны, украшенные двумя парами пилястр, выполненных из искусственного мрамора. В соборе очень светло благодаря окнам алтаря, высоким боковым окнам и продолговатым окнам барабана.

Перед входом в храм - трапезная со сводчатыми перекрытиями, которые опираются на два квадратных столпа. В трапезной два придела, посвящённых св. Дмитрию Солунскому и св. Николаю Чудотворцу.

Димитриевский храм построен как холодный; отапливались лишь приделы, где службы совершались круглогодично.

Первоначально все иконостасы храмы были деревянными, однако в 1860-х годах иконостас главного храма были заменен на новый - в виде триумфальной арки из искусственного мрамора (проект К. А. Докучиевского).

Храм украшен лепниной работы Ивана Фохта и Г. Замараева. Главное скульптурное изображение храма - «Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского» - находится на фронтоне северной стороны.

Стенные росписи исполнены большей частью ростовским художником Порфирием Рябовым в начале XIX века. В центральном куполе изображена Святая Троица, на двенадцати овалах - апостолы, на парусах - евангелисты, на стенах - мученица Александра, преподобный Иларион, св. Александр Невский, св. Сергий Радонежский, на столпах - св. Леонтий Ростовский, св. Николай Чудотворец, в трапезной - орнаменты и сцены из жития св. Димитрия Ростовского.

Яковлевская церковь

Храм св. Иакова Ростовского выстроен в 1836 году на месте старого Иаковлевского придела Зачатьевского собора. Строительство собора было осуществлено при активном участии архимандрита Иннокентия на средства графини А. А. Орловой-Чесменской.

Храм пристроен вплотную к Зачатьевскому собору и имеет с ним общую паперть. Яковлевская церковь была тёплой, отапливалась круглый год (в отличие от летнего Димитриевского и нерегулярно отапливаемого в XIX веке Зачатьевского соборов).

Росписи, выполненные Тимофеем Медведевым, не сохранились.

Колокольня

Возведена во второй половине XVIII века. Трёхъярусная, довольно простая по архитектуре, она несколько теряется на фоне храмов монастыря. Отделка колокольни отличается лаконичностью.

Количество колоколов менялось на протяжении времени: в конце XVIII века их было 4, к началу XX века их было 22, причём самый большой весил 12,5 тонн (около 3 тыс. пудов).

Каменная ограда

Братские кельи

Настоятельский корпус

Надкладезная часовня Св. Иакова

Построена над источником, который известен местным жителям с давних пор, считается целебным и, по легенде, связан с именем Св. Иакова (хотя достоверных подтверждений этому не имеется).

Деревянная часовня возведена в 1996 году (архитектор - М. Панкратов, Москва).

Настоятели монастыря

О первых настоятелях Яковлевского монастыря, управлявший обителью после смерти св. Иакова, сведений не сохранилось. В отдельных документах XVII века упоминаются имена двух игуменов - Павла (1624) и Иоакима (1686).

Более или менее подробные сведения о настоятелях монастыря известны с первых лет XVIII века:

XVIII век

  • игумен Никодим (упомянут в 1701-1703 годах)
  • игумен Иаков (1720-1734)
  • игумен Иосиф (упомянут в 1734)
  • игумен Рафаил (упомянут в 1735)
  • игумен Боголеп (упомянут в 1736)
  • игумен Пармен (1737-1740). Бывший иеромонах Ростовского архиерейского дома. Переведён в ростовский Петровский монастырь.
  • игумен Савватий, (1740-1750). Переведен из Александровой пустыни. Скончался в 1750 году.
  • игумен Серапион (1750-1753). Бывший иеромонах ярославского Толгского монастыря, после переведён в Пошехонский Николо-Тропский монастырь.
  • игумен Гавриил (1753-1754). Переведен из Воскресенского в Караше монастыря.
  • игумен Киприан (1754-1757). Бывший казначей Ростовского архиерейского дома. Произведен в архимандрита и переведен в Ярославский Толгский монастырь.
  • игумен Иларион (1757-1758). Произведен в архимандрита и переведен в Ярославский Спасо-Преображенский монастырь.
  • архимандрит Вонифатий Борецкий (1758-1761). Бывший настоятель Ростовского Спасо-Песоцкого монастыря.
  • иеросхимонах Лука (1761-1763). Переведен из Куряжского Преображенского монастыря под Харьковом. Отстранен от настоятельства указном Синода, после чего Угличскую Югскую Дорофееву пустынь.
  • игумен Павел (1763-1764). Переведён из Югской Дорофеевой пустыни. Получил сан архимандрита и переведен в угличский Воскресенский монастырь.
  • иеромонах Иероним (1764-1765). Бывший кафедральный наместник Ростовского архиерейского дома.
  • архимандрит Павел (1765-1769). Переведен из Свято-Духова Иаковлева Боровичского монастыря. Умер 17 ноября 1769 года, погребен с западной стороны Зачатьевского собора.
  • иеромонах Герман (1769-1770). Бывший «соборный иеромонах» Троице-Сергиевой лавры.
  • архимандрит Ириней Братанович (1770-1775). Переведен из брянского Петропавловского монастыря. 26 апреля 1775 года хиротонисан в сан епископа и переведён в Вологодскую епархию.
  • архимандрит Феоктист Могульский (1775-1776). Переведён из киевского Михайловского Златоверхого монастыря. Переведен в полтавский Крестовоздвиженский монастырь, в 1787 году хиротонисан в архиепископа Белгородского.
  • архимандрит Амфилохий Леонтович (1776-1786). Переведён из полтавского Крестовоздвиженского монастыря, после переведён в киевский Межигорский монастырь. Через некоторое время стал епископом Переяславским и Борисопольским.
  • архимандрит Авраам Флоринский (1786-1797). Переведён из Богоявленского Авраамиева монастыря. Умер 30 апреля 1797 года, похоронен за алтарем монастырского Зачатьевского собора.

XIX век

  • архимандрит Мелхиседек Короткий (1797-1805). Переведён из наместников Александро-Невской лавры. Впоследствии был настоятелем Арзамасского Высокогорского и Спасо-Евфимиевского монастырей, умер в 1841 году схимником Оптиной пустыни.
  • архимандрит Аполинарий Пуляшкин (1806-1818). Переведен из московского Златоустовского монастыря. Скончался 28 апреля 1818 года, погребен с южной стороны монастырского Зачатьевского собора.
  • архимандрит Иннокентий Порецкий (1818-1847), произведён во архимандрита из иеромонахов Яковлевского монастыря. Скончался 27 февраля 1847 г., погребен в паперти Зачатиевского собора.
  • архимандрит Поликарп Тугаринов, (1847-1867), Переведен из Переславского Троице-Данилова монастыря. Уволен на покой, скончался 18 ноября 1868 г., похоронен около южной стены храма Зачатия св. Анны.
  • архимандрит Иларион (1867-1888), 4 ноября 1867 г. переведен из Спасо-Евфимиевского монастыря Суздальской епархии.
  • Епископ Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) (1888-1893), Викарий Ярославской епархии. Скончался 20 июля 1893 г., погребен в подклете Спасского храма.
  • епископ Никон (Богоявленский) (1893-1895), Из Спасо-Яковлевского монастыря был переведен епархиальным архиереем в Ташкент.
  • архимандрит Антоний (Флоренсов) (1895-1898), Из вологодских епископов. Переведен на покой в Московский Свято-Данилов монастырь.

XX век

  • архимандрит Иаков (1898-1906), Из Киево-Печерской лавры. Переведен в настоятели Московского Донского монастыря.
  • архимандрит Анатолий (1906-1909). Скончался в 1912 г.
  • епископ Иосиф (Петровых) (1909-1923), из настоятелей Юрьева монастыря Новгородской епархии хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. В 1923 г. посвящен во архиепископы, с 1926 г. - Ленинградский митрополит.
  • архимандрит Тихон (Баляев) (1928-1929).

После возобновления деятельности монастыря в 1991 году, его настоятелями являлись архиереи Ярославской епархии:

  • архиепископ Платон (Удовенко) (1991-1993)
  • архиепископ Михей (Хархаров) (1993-2002)
  • архиепископ Кирилл (Наконечный) (2002-2011)
  • митрополит Пантелеимон (Долганов) (с 2011)
Наместники обители
  • архимандрит Евстафий (Евдокимов) (1991-1999)
  • иеромонах Димитрий (Буров) (2000-2003)
  • игумен Серафим (Симонов) (7 марта 2003 - 10 октября 2009)
  • игумен Савва (Михеев) (10 октября 2009 - март 2011)
  • игумен Августин (Неводничек) (с 30 мая 2011) и. о. с 23 марта 2011

Монастырь в кино

  • Полицейские и воры (фильм)
  • Паломничество (фильм)
  • Семь стариков и одна девушка(фильм)

За время короткой самостоятельной поездки в Ростов Великий нам удалось посмотреть ряд достопримечательностей, среди которых был и Спасо-Яковлевский монастырь. Посещение этого место нам заполнилось особо, ведь прямо на месте мы договорились с гидом об экскурсии по монастырю. Вместе с экскурсоводом мы поднимались на смотровую площадку, спускались в подземную церковь, а затем снова поднимались под самый купол собора.

Спасо-Яковлевский монастырь - это одна из центральных достопримечательностей Ростова Великого. Это необыкновенно красивый монастырь, который выделяется среди ряда других своей удивительной архитектурой и интересной историей.

В Ростове великом мы остановились в гостинице Царевна-Лягушка (о которой я писала вот тут). Чтобы за день охватить максимальное количество достопримечательностей, я набросала маршрут по центру города. Спасо-Яковлевский монастырь был одним из первых пунктов программы. По задумке, его мы должны были посетить до Кремля.

От нашей гостиницы мы побрели туда по центральной улице, мимо восстановленных купеческих усадеб.


Спасо-Яковлевский монастырь находится в отдалении от центра, на берегу озера Неро. День выдался солнечный, поэтому гулять по монастырю было одно удовольствие. Оказавшись на территории монастыря, мы заглянули в сторожку и обнаружили там экскурсионное бюро. Гид был свободен, он и взялся за задачу познакомить нас с историей монастыря.

Основана обитель в 1389 году рядом со Спасо-Песоцким женским монастырем. Сегодня от этого монастыря остался один храм, а на его территории расположен монастырский хозяйственный двор.


Родоначальником Спасо-Яковлевского монастыря стал Ростовский митрополит Иаков (Яков), который спас приговоренную к смерти женщину, посчитав, что раскаяние важнее кары. Но жители города и князь так не считали, поэтому митрополита, который следовал заповедям Христа, изгнали. По преданию преподобный Иаков, расстелил плащ на воде, встал на него как на плот, и уплыл. Недалеко от города, на берегу озера около Песоцкого монастыря, он поставил келейку, срубил Зачатьевский Храм и стал жить. Естественно жить ведь в Песоцком женском монастыре он не мог. А вот горожане, увидев это чудо, прозрели и многие начали приходить, что бы взять благословение у преподобного. Некоторые оставались, возводили келейки по соседству, и становились монахами. Так вырос Спасо-Яковленский монастырь.


Долгое время две обители существовали бок о бок. Интересно, что Песоцкий монастырь был более богатым, и помогал «младшему» собрату. Очень часто обители подвергались разорению во время татаро-монгольских набегов и польско-литовской интервенции, а затем отстраивались заново.
В середине XVII столетия, когда монастырь приписали к Ростовскому архиерейству и начали возводить уже каменные постройки. Первой такой постройкой стал Троицкий Храм, который поставили на месте старого Зачатьевского. Правда через сто лет Троицкая церковь снова стала Собором Зачатия Святой Анны.


В 1709 году в монастыре похоронили Дмитрия Ростовского , и это стало для монастыря поворотным моментом. Об этом легендарном человеке стоит рассказать отдельно.
Это был одни из образованнейших людей своего времени. Он свободно владел несколькими языками и был очень хорошим проповедником. Но, главное дело его жизни стало написание и перевод церковных книг. За свою жизнь он написал более пятидесяти томов проповедей, жизнеописаний и сделал несколько сотен переводов. А его «Житие Святых» до сих пор является одной из самых популярных книг православной церкви.
Через сорок лет мощи Дмитрия Ростовского признали святыми, а самого преподобного канонизировали. Этот факт спас монастырь от упразднения. Ведь именно в это время вышел Екатериненский указ, который упразднил и даже разорил многие монастыри. Не обошла эта участь Спасо-Песоцкий монастырь, его упразднили, а территорию отдали для нужд Яковлевского монастыря. Все бывшие монастырские постройки разобрали, и до наших дней дошел лишь Спасо-Преображенский храм, который стоит немного в стороне.
А вот Яковлевский монастырь удостоился чести стать ставропигиальным. То есть он вышел из подчинения архиерейства, и вошел в Синод. Стоит отметить, что такого положения удостаивались далеко не все монастыри, и что примечательно, Яковлевский получил такое звание одновременно с прославленной Соловецкой обителью.

Рубеж XVIII-XIX веков стал для обители началом расцвета. Все деревянные постройки заменились каменными, территория монастыря расширилась, приобрела форму квадрата и была обнесена стеной. Монастырь слал очень известным и пользовался покровительством известных семей. Интересно, что в XIX обитель посетили все представители царской фамилии. Особое покровительство монастырю оказывал граф Н.В. Шереметьев. Он жертвовал много средств на обустройство обители и даже инициировал постройку Димитриевского собора, который сегодня является визитной карточкой монастыря.
ХХ столетие оборвало стремительный взлет монастыря, вышедшим декретом, который упразднял все монастыри, а их имущество национализировалось. Но стоит отметить, обители очень повезло - большевики не разрушили ни красивые храмы, ни кельи. Во время Советской власти здесь располагались военные склады, и лишь в 1996 году здесь восстановилась монастырская жизнь.

Архитектура монастыря

Интересно, что все монастырские постройки как будто разделены на две половины. С одной стороны весь храмовый комплекс, а с другой кельи и административные постройки, а посредине святой источник.
Наиболее старый - собор Зачатия Святой Анны, туда мы и отправились вместе с гидом.. Построен он здесь еще в 17 веке. Это первая каменная постройка монастыря. Храм пятиглавый: центральный купол золотой, а остальные четыре синие с позолоченными звездами. Синий цвет в христианстве символизирует Богородицу, и поэтому все храмы и монастыри, посвященные ей, имеют синие купола.


Гид специально для нас открыл церковь.. которая находится под землей. Это помещение закрыто для верующих из-за необходимости поддержания нужного уровня влажности.


Внутри стены собора расписаны фресками, которые прекрасно сохранились и до сегодня. Потрясающая атмосфера! Очень необычно оформлена часть под куполом - такие арки можно увидеть только в этом соборе.


Совсем вплотную к Затачьевскому пристроена Яковлевская церковь. Она несколько раз перестраивалась, и то, что мы видим сегодня, это уже результат работы мастеров середины XIX века. Храм построен в стиле классицизма, украшен колоннами с изысканными розетками и ступенчатыми портиками. Отличить где заканчивается Зачатьевский храм и начинается Яковлевский очень просто: сини купола сменяются зелеными.


В этом храме хранятся главные реликвии монастыря. Это мощи Авраамия - основателя одного из самых старейших монастырей России Авраамиевского, который находится здесь же в Великов Ростове. Также здесь находится гробница преподобного Иакова Ростовского, основателя обители.

Здесь же хранятся и мощи Димитрия Ростовского, которого по завещанию похоронили, а затем канонизировали именно в Яковлевском монастыре. Неподалеку от раки с мощами расположена Чудотворная Икона Божией Матери Ватопедской. Эта икона была келейным образом Димитрия Ростовского, и осталась здесь после его смерти. Меценаты города пожертвовали для образа богатый оклад и даже резной алтарь, где она хранилась.

Второе название этой иконы «Утеха». На ней изображена Богоматерь, с добрым, милостивым взглядом. А у нее на руках, сидит младенец с грозным видом, который пытается закрыть Матери уста. О том, почему образ именно такой существует легенда:
На Ватопедский монастырь неподалеку от Афона, где хранится оригинал иконы, однажды напали разбойники, но Богородица заступилась и не дала произойти бойне. На следующий день Богородица с иконы сказала настоятелю: «Двери не отворяйте, а выйдите на стены и разгоните разбойников». Младенец рассердился и попытался закрыть матери уста рукой, но она ласково отодвинула его руку и повторила эти слова еще два раза. С тех пор Ватопедская Икона именно такая: грозный младенец, который напоминает о Страшном Суде и Богоматерь, которая утешает своим заступничеством.

Кстати, здесь нам повезло - наш гид повел нас по потайной лестнице на самый верх собора!




Но идем дальше. Неподалеку от Яковлевского храма воздвигнут Этот собор привлекает своим вниманием и является доминантой всего архитектурного комплекса. Действительно где бы вы ни находились на подворье, этот великолепный храм притягивает к себе взгляд. Идея постройки этого рама возникла сразу после смерти преподобного Димитрия Ростовского. Деньги пожертвовал граф Шереметьев, он же и прислал зодчих. Храм получился очень светлый и величественный. В стилевом решении он напоминает Исаакиевский Собор в Санкт-Петербурге, хотя был построен на несколько лет раньше.


Стиль храма смешанный: барокко, классицизм и ампир. Сооружение притягивает взгляд роскошным фасадом, крашенным колоннадой, резными портиками в древнегреческом стиле и украшенными балюстрадами. В нишах можно увидеть статуи архангелов и святых, а на стенах барельефы из «Жития Святых» что не свойственно православным храмам, и является изюминкой этого монастыря.


Колокольня монастыря встроена в стену и в сравнении с соборами выглядит скромно, да и по высоте она не слишком высокая.


Как я уже говорила, посредине монастыря устроена небольшая часовенка над святым источником , который известен местным издавна.
Со всех сторон монастырь окружен белокаменными стенами с галереями, а по углам невысокие башенки.

На юг западной обустроена смотровая площадка с которой открывается великолепный вид на озеро Неро и, конечно, на монастырь. И, опять же, можно полюбоваться великолепным Димитриевским собором, но уж с другого ракурса.



От смотровой площадке можно пройти небольшой участок стены.


Вся территория обители ухожена. Видно, что ее реставрируют: разбиты клумбы, засеяны газоны, дорожки выложены плиткой, в общем, двор очень красивый, под стать храмам.


Дом настоятеля и монастырские кельи находятся немного в стороне, также побелены и гармонично вписываются в комплекс.
Время летит здесь не заметно, да и что такое время, в сравнении с этими старинными храмами, древними реликвиями и вечными ценностями, которые несет в мир Спасо-Яковлевский монастырь.

Ростов - настоящая жемчужина в череде старинных городов России. Это крупнейший туристический центр страны, где исконная русская архитектура представлена в неизменном виде. Так сложилось, что главными достопримечательностями в Ростове стали религиозные памятники. Один из них - Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь.

Вид с одной из башен монастыря.

Спасо-Яковлевский монастырь, знаменитый своими чудотворными реликвиями, стоит на берегу древнего озера Неро. Его основал епископ Иаков в далёком 1389 году, поэтому за долгую историю на долю монастыря выпало множество событий. Он пережил разорения и упадок, а затем - новый рост благосостояния. На XVIII век пришлось формирование облика Спасо-Яковлевского монастыря в таком виде, каким он предстаёт сейчас.

На территории Спасо-Яковлевского монастыря находятся три храма.

Димитриевский собор возвели в XVIII веке в классицистическом стиле. Храм украшен скульптурами, лепниной и старинными росписями, в основном выполненными художником П. Рябовым в XIX веке. Фрески изображают Святую Троицу, мучеников и апостолов. Интерьер продуман так, что живопись и скульптура играют равные роли.

Зачатьевский собор выстроен в XVII веке в узорочном стиле. Внутри можно посмотреть фрески, которые датируются годом основания собора и были созданы ярославскими мастерами. Они выдержаны в коричневых, жёлтых и голубых тонах. Фрески изображают евангельские и ветхозаветные события.

Яковлевская церковь - сооружение XIX века, пристроенное к Зачатьевскому собору вплотную. Раньше его украшали росписи Т. Медведева, но они не сохранились.

Монастырские храмы.

В каждом монастыре есть особо почитаемые иконы, поклониться которым приходят тысячи верующих. В Спасо-Яковлевском монастыре чтят Ватопедскую икону Богоматери. Перед ней Святой Дмитрий Ростовский был найден почившим в своей келье. Считается, что молиться иконе можно при любых нуждах: она не раз исцеляла паломников и помогала в разрешении проблем. Также в монастыре почитают мощи Авраамия - первого ростовского святого. Им молятся о содействии на пути к вере.

Монастырские сувениры: что купить?

В угловой башне монастыря расположилась лавка, в которой можно приобрести сувениры. Здесь продают крестики и цепочки. Поскольку в монастыре есть своя иконописная мастерская, в продаже имеются уникальные иконы. Также в лавке продают финифть - знаменитый художественный промысел ростовской области, известный с давних пор. Можно приобрести книги, иконы или крестики, выполненные в этой технике.

Монастырские стены.

Таким живописным Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь , обрамленный озером Неро, мы увидели с набережной Ростова Великого вечером в пасмурный день.

В обитель мы приехали на следующее утро. Солнышко щедро одаривало своими лучами этот красивейший архитектурный ансамбль, делая его еще более величественным и нарядным.

Согласно монастырской летописи, около 1390 года святителем Иаковом была основана обитель. Первым ее храмом стала деревянная церковь в честь Зачатия святой Анны, в которой и погребли основателя в 1392 году.

Древнего жития святого не сохранилось. Однако, до его утраты была написана книга "Описание ростовского Спасо-Яковлевского-Димитриева монастыря", вышедшая в 1849 году, и в которой использовалась информация из жития Иакова. Известно, что родился он в Ростовской области и в юном возрасте принял иночество. При митрополите Киевском и всея Руси Пимене (ум. 1389 г.) и великом князе Дмитрии Донском (1350-1389 гг.) становится епископом Ростовским. Но события, в которых Иаков по сути повторил поступок Христа, привели к изгнанию его с этой должности. Женщина, обвиненная в супружеских изменах и приговоренная к казни, пришла к нему и взмолилась о помощи. Епископ спас ее от смерти и отправил на покаяние. Поступок не пришелся по душе ростовским гражданам и их князю. Добрый пастырь был отлучен от кафедры. Тогда он пришел к озеру, положил мантию на воду, перекрестился, встал не нее и поплыл прочь от города.

Увидев такое чудо, люди признали ошибочность своего решения, но святитель, простив их, отказался вернуться. В полутора верстах от Ростова он вышел на берег, где выстроил себе хижину и остался в ней жить. Вскоре к Иакову стали стекаться почитатели. Новые братья начали сооружать кельи. Был возведен Зачатьевский храм. В дальнейшем обитель ждали благополучие и процветание, в первую очередь благодаря другому святому - Димитрию Ростовскому, о котором речь пойдет позднее.

Посетителей в Спасо-Яковлевской обители довольно много - паломники, туристы, местные прихожане. Но за счет обширной территории народ не кучкуется, а рассредоточивается по церквям, гуляет среди красочной растительности, любуется окрестными пейзажами со смотровой площадки, устроенной на монастырской ограде. Атмосфера здесь очень приятная.

Везде можно встретить стенды, где верующих и просто интересующихся знакомят с историей обители, ее современной жизнью, а также личностями, сыгравшими значительную роль в развитии монастыря.

Идем по центральной дорожке. Слева видим объединенные в единый архитектурный ансамбль собор в честь Зачатия святой Анны , построенный в 1686-1687 годах, и церковь святого Иоанна .

В полукруглых фронтонах фрагментарно сохранились старинные росписи. Над входом в собор изображена Троица. Справа - образ святого Димитрия, слева - святителя Иакова. В интерьере уцелел иконостас, созданный в 1761-1779 годах.

Каждую из двух церквей венчают пять глав с позолоченными крестами. Купола Зачатьевского храма более нарядные. Четыре из них украшены золотыми звездами на синем фоне.

В 1794 году в северо-восточной части Яковлевской обители начинают воздвигать собор в честь Димитрия Ростовского , который станет самым величественным сооружением монастырского комплекса и одним из лучших образцов русского провинциального классицизма.

Здание возводится в течение 5 лет на деньги благотворителя и мецената Николая Петровича Шереметьева (1751-1809 гг.) , пожертвовавшего 55 тысяч рублей на строительство храма и 10 тысяч − на его убранство. Граф был большим знатоком архитектуры. При его участии культурное пространство России обогатилось такими выдающимися сооружениями, как театрально-дворцовый комплекс в Останкино, Фонтанный дом в Петербурге, церковь Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, храм Троицы при Странноприимном доме в Москве и др.

Освящение нового собора состоялось 27 октября 1801 году, в день памяти Димитрия Ростовского. К 300-летию кончины святителя прихожане подарили храму роскошную раку для его мощей. Настоящее произведение искусства из золота и серебра, украшенное миниатюрами из финифти, создали мастера из Ростова Великого.

В 1804 году в церковной трапезной устраивают два придела: правый - в честь святого Николая, небесного покровителя графа Шереметьева, и левый - во имя великомученика Димитрия Солунского.

Храм венчают пять глав с массивными барабанами, над центральным из них устроен бельведер.

Три соборных фасада декорированы портиками, белокаменными деталями, скульптурами и многофигурными барельефами.

Территория Спасо-Яковлевской обители очень ухоженная и ярко цветущая.

В пышной зелени буквально утопает часовня над источником святого Иакова . Она была освящена 10 декабря 1996 года, в день памяти основателя монастыря.

Так часовня выглядит внутри.

В высокой трехъярусной колокольне Спасо-Яковлевской обители ранее были святые врата. Под куполом размещались часы с боем.

15 колоколов имели различные размеры. Самый древний из них, вес которого 71 пуд, был перемещен в 1765 году из упраздненного Спасского монастыря что на Песках, стоявшего по соседству. Примечателен еще один колокол в 4 пуда - на нем есть надпись, что в 1652 году его передал в дар царь Алексей Михайлович (1629—1676 гг.) .

Башни гармонично вписываются в архитектурный комплекс Яковлевской обители, и являются ее украшением.

Особенно красиво смотрятся Водяные врата монастырской ограды. Название, вероятно, происходит из-за открывающейся за ними водной глади озера Неро.

На старинной фотографии через эти ворота на территорию обители входит последний российский император Николай II со своей семьей и свитой. Событие происходило 22 мая 1913 года.

Спасо-Яковлевский монастырь пользовался неизменным вниманием монарших особ. С XIX и до начала XX века на богомолье сюда приезжали все императоры, а также многие великие князья и княгини из династии Романовых. Активное посещение обители представителями царской фамилии в первую очередь было связано с канонизацией и прославлением Димитрия Ростовского.

Регулярные визиты высоких гостей, начавшиеся со второй половины XVIII столетия, поднимали значение этого духовного места.

От Водяных ворот поворачиваем налево и идем вдоль стены, изучая информацию на стендах, установленных у дорожки. Они рассказывают о выдающихся людях, имевших отношение к монастырю. Важнейший из них митрополит Димитрий Ростовский (1651-1709 гг.) , впервые посетивший Спасо-Яковлевскую обитель в 1701 году и избравший ее местом своего погребения. После кончины владыки в 1709 году он был похоронен в юго-западном углу Зачатиевской церкви. В 1752 году произошло обретение мощей Димитрия, а в 1757 году они были признаны святыми. У его гроба исцелялись страдающие и обитель становится центром паломничества.

Предметами поклонения также являлись хранившиеся в монастырской ризнице митра, извлеченная из гробницы святителя во время обретении его мощей, атласные ризы и полотенце, присланное ростовскому святому из Иерусалима.

Екатерина II глубоко чтила святого Димитрия. По указу императрицы Яковлевский монастырь получает самый высокий статус - становится ставропигиальным и переходит в ведомство Святейшего Синода. В тот же период к нему присоединяется соседняя Спасская обитель что на Песках.

Монастырь процветает. Главный источник финансирования - пожертвования почитателей святого Димитрия, среди которых было множество богатейших и влиятельнейших людей страны. Кроме этого он находится на государственном обеспечении и имеет солидные церковные доходы.

В 1834 году монастырь получается степень первого класса. А через два года имя святителя Димитрия вошло в название обители.

В угловой башне находится церковная лавка, и здесь же продаются билеты, дающие возможность посещения монастырской стены.

На Юго-западная башне устроена смотровая площадка.

Поднимаемся по лестнице.

На втором уровне заглядываем в беседку юго-западной башни, соединяющую галереи монастырских стен с двух сторон.

В стенах пробиты бойницы. Раньше они были необходимы для защиты от неприятеля.

Сейчас через них можно смотреть на безмятежные пейзажи.

Поднимаемся выше, на смотровую площадку.

С юго-западной башни открывается прекрасный вид на Зачатиевскую церковь и собор Димитрия Ростовского. Ближе к нам виден купол часовни над источником святого Иакова. Слева - Водяные ворота.

Чтобы еще лучше сориентироваться в окружающем пространстве, взглянем на схему территории монастыря.

Собор Димитрия Ростовского.

Вид на келейные и настоятельский корпуса , возведенные во второй половине XVIII столетия. В то же время в камне отстраиваются монастырская ограда, башни и колокольня.

Необыкновенно гармонично на фоне голубого неба с серыми облаками (в точь под цвет куполов) смотрится белокаменный Спасо-Преображенский собор бывшего Спасского монастыря что на Песках. Обитель была основана в 1230-1240 годах. В 1765 году ее упразднили и, как уже упоминалось выше, приписали к Яковлевскому монастырю. Ныне от архитектурного ансамбля сохранился только этот храм. А рядом с ним теперь постройки, в которых ведет хозяйство местная братия.

Произведенная монахами продукция поступает в кафе и лавку. Это хлеб, квас, молоко, творог и даже йогурты. Кое-что мы смогли попробовать и убедиться в отменном качестве. На фото слева можно увидеть желтую палатку с зеленой крышей, где продается эта снедь.

Церковь Спаса Преображения - красивое, пятиглавое, двухэтажное строение на подклете. Она возводилась в качестве собора в период конца XVI - начала XVII века, когда в обители началось каменное строительство. В 1879 году здание было реконструировано. Обновлены пол и своды над подклетом, в котором устроили храм в честь преподобного Сергия Радонежского.

В 2009 году церковь вновь преображается. Стены были побелены, настлан новый пол. У храма появились нарядное крыльцо и лестница, ведущая на второй этаж.

К сожалению, увидеть интерьер не удалось. По описаниям 1900 года, он был скромен. Иконы без окладов, каменный иконостас с альфресковой живописью XVII столетия. Настенные фрески изображали сцены апокалипсиса.

С внешней стороны монастырской стены виды не менее красивые.

Озеру Неро , по различным версиям, от 20 до 60 тысяч лет. Это озеро ледниковой эпохи. Его красивое название не особенно соответствует своему значению "заболоченные", "илистые".

Озерный ил - это отличное удобрение, что издревле помогало получать богатый урожай на ростовских землях. С ХIV века местные крестьяне выращивали овощи для царского двора.

Возвращаемся на территорию монастыря. Лестница, кстати, очень крутая. Спускаться приходится не спеша, с осторожностью.

Направляемся к Святым вратам. Рядом с ними заглядываем в кафе, чтобы подкрепиться монастырскими пирожками и иван-чаем.

Покидать Спасо-Яковлевский монастырь совсем не хотелось, но нужно было продолжать путешествие.

Обогнув монастырскую стену, можно подойти к озеру Неро.

На этом завершилось наше приятное пребывание в Спасо-Яковлевском монастыре. В дополнение интересующимся предлагаю посмотреть 50-минутный документальный фильм о святителе Димитрии и обители, созданный силами братии и размещенный на их сайте.