Диктант на тему: "Деепричастие". Диктант на тему: "Деепричастие" Очень сложный диктант по русски деепричастие

14.12.2011 279419 2843

Приложение 2. Диктанты

1. Диктант по теме «Причастие»

Гроза

Незабываемое, неизгладимое впечатление оставила гроза в де­ ревне. Началась она вечером. Светлая заря, еще не затянутая черной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню. Через окна, еще не закрытые на ночь, комната наполнилась удиви­ тельно свежим, чуть влажным воздухом. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся около часа. Окна были не занавешены. Сквозь них постоянно видны были молнии, невиданные по красоте и яркости. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непре­кращающегося страха. Казалось, какая-то сила снесет наш домик, стоящий на высоком берегу и ничем не защищенный от ветров.

Когда мой испуг прошел, я тихо уснул в своей кроватке, не по­ стеленной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой,-""

Утром ничто не напоминало вчерашнюю непогоду. Ярко сияло солнце, сверкала не просохшая после дождя трава, заливались от избытка чувств птицы.

(136 слов)

Грамматическое задание

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте причастия и причастные
обороты как члены предложения.

(Сказуемое: не занавешены.

Определения: незабываемое, неизгладимое; еще не затяну­ тая черной приближающейся тучей; еще не закрытые на ночь; не прекращавшийся около часа; невиданные по красоте и яркости; не смолкавшие ни на минуту; непрекращающегося; стоящий на высоком берегу и ничем не защищенный от ветров; не постелен­ ной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой; не просохшая после дождя.)

2.

1-й вариант - не просохшая, 2-й вариант - не закрытые.

2. Диктант по темам «Причастие» и «Деепричастие»

Выпив чашку чая, Наташа шумно вздохнула, забросила косу за плечо и начала читать книгу в жёлтой обложке. Мать, стараясь не шуметь посудой, наливая чай, вслушивалась в плавную речь девушки. Но скоро, утомившись следить за рассказом, стала рас­ сматривать гостей. Павел сидел рядом с Наташей. Он был красивее всех. Наташа, низко наклонясь над книгой, часто поправляла сползавшие ей на виски волосы. Взмахивая головою и не понижая голоса, говорила что-то от себя, не глядя в книгу, ласково скользя глазами по лицам слушателей.

Хохол навалился широкой грудью на угол стола, косил глазами, стараясь рассмотреть издерганные концы своих усов. Весовщиков сидел прямо, упираясь ладонями в колени... Не мигая глазами, он упорно смотрел на свое лицо, отраженное в блестящей меди само­ вара. Маленький Федя, слушая чтение, беззвучно двигал губами, точно повторяя про себя слова книги. А его товарищ согнулся, по­ ставив локти на колени, и задумчиво улыбался. В комнате было как-то особенно хорошо.

(145 слов) (A . M . Горький) Грамматические задания

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепри­ частные обороты как члены предложения.

2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу:

1-й вариант -утомившись, 2-й вариант - наклонясь.

3. Сделать морфологический разбор слов:

1-й вариант - взмахивая, 2-й вариант -упираясь.

3. Диктант по темам «Причастие» и «Деепричастие»

Отлет гусей

С деревьев осыпались листья, и садоводы стали зарывать в зем­ лю виноградные лозы. Именно тогда над станицей полетели дикие гуси. Им предстояло совершить далекий, трудный путь, и летели они неторопливо, выдерживая строй. Утром и днем в холоднова­той чистой синеве неба видны были темные точки улетающих на юг гусиных стай и слышалось звонкое гоготанье. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей. Они лома­ ли линию строя, и старый вожак, замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком. Они возвращались на свои места, и стая летела дальше.

И всё же, бывало, на озере или где-нибудь на мелководье остава­ лась обессилевшая старая гусыня. Ей трудно было поспеть за стаей, и она летела одна, часто опускаясь на землю и отдыхая от полёта. Отдохнув немного, она пыталась догнать стаю, тяжело взмахивая крыльями.

(128 слов)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепри­ частные обороты как члены предложения.

2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу:

1 -й вариант - выдерживая, 2-й вариант - замедлив.

3. Сделать морфологический разбор слов:

1-й вариант - опускаясь, 2-й вариант - отдыхая.

4. Диктант по темам «Причастие» и «Деепричастие»

Ночное приключение

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие в резиновой лодке. Никому ничего не ска­ зав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух - всё это нехорошо воздейство­ вало на нас.

В течение нескольких минут мы колебались, но потом реши­тельно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но посте­пенно мы освоились и уже смело смотрели вперед.

Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая вес­ лами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защелкал соловей, за ним другой. Мы восхищались соловьиным пением и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костер и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.

(154 слова)

5. Диктант по темам «Предлог» и «Союз»

Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лег в ка­ мышовое кресло на балконе.

Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящи­ ми в нем звездами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звезд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняю­ щийся к южному горизонту, беззвездному и поэтому почти черному. Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. С балкона открывается ночное море. Бледное, млечно-зеркальное, оно недвижно, молчит. Будто молчат и звезды. И однообразный, ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всем этом молчаливом ночном мире, подобно какому-то звенящему сну...

Особый, предрассветный покой царил еще и во всем том огром­ ном человеческом гнезде, которое называется городом. Молчаливо и как-то по-иному, чем днем, стояли многооконные дома с их мно­ гочисленными обитателями.

(119 слов) (По И.А. Бунину) Грамматические задания

1. Озаглавьте текст.

2. Выполните морфологический разбор предлога и союза (по выбору).

6. Итоговый диктант Демографический переход

Рост населения нашей планеты - серьезная проблема. Она за­ трагивает самые глубокие проблемы истории, деликатные вопросы природы человека и общества, ценности и верования, утвержденные многовековыми традициями. Установление взаимопонимания ме­ жду гуманитарными и точными науками совершенно необходимо при изучении общества. Человечество, являясь открытой системой, пока далеко не исчерпало своих ресурсов.

Грядущее нельзя предвидеть, не поняв развития в прошлом, которое через настоящее неразрывно связано с будущим. Когда речь идет о громадных промежутках времени и всех людях, населяющих планету, невольно возникает вопрос, почему это важно для каждого из нас. Крупные по своему масштабу явления истории неминуемо отражаются на жизни каждого. В настоящее время стремительных изменений мир проходит через демографический переход - превра­ щение, никогда прежде не переживавшееся человечеством.

Численность человечества на много порядков больше, чем чис­ ленность сравнимых с ним видов животных. В живой природе пере­ дача информации от поколения к поколению и ее распространение в пределах популяции происходит генетически. Только человек обладает способностью к передаче информации путем социального наследования. Информационное взаимодействие, связанное с речью и сознанием как общественными явлениями, выраженными в куль­ туре, технике и науке, определяет динамику развития человечества на всем пути его развития.

В тысяча семисотом году число жителей на Земле было в десять раз меньше, чем сегодня, а за последние триста лет произошло его утроение. Ежедневно население Земли растет на двести пятьде­сят тысяч человек, и этот прирост практически весь приходится на развивающиеся страны. Такие темпы роста характеризуют как демографический взрыв, способный потрясти планету. Однако в последние годы численность населения стабилизируется. Уче­ ные предсказывают смену количественного роста качественными формами развития человечества.

(244 слова) (По СП. Капице) 7. Итоговый диктант

Приятного аппетита!

Истинное удовольствие от обеда или ужина мы получаем, если едим не спеша, за красиво сервированным столом, соблюдая эле­ ментарные правила этикета.

Если суп горячий, не надо дуть в тарелку или на ложку, пытаясь охладить его. Слегка помешивая суп ложкой, подождем, пока он остынет. Когда супа останется совсем немного, слегка приподняв левой рукой тарелку и наклонив ее от себя, аккуратно доедим его.

Для кушаний, приготовленных из мяса, нужна помощь ножа и вилки. Вилку держим в левой руке, нож - в правой, слегка под­правляя им отрезанные один за другим кусочки. Весь кусок мяса сразу резать не принято. Без ножа обойдемся, если блюдо, например котлеты или рыба, без труда расчленяется вилкой.

Сколько бы ножей и вилок ни лежало на столе, начинайте с са­ мых дальних от тарелки приборов. По мере того как подаются новые блюда, меняются используемые ножи и вилки.

Если вы прервали на время, но не закончили еду, положите нож и вилку на тарелку крест накрест. Вилку кладут выпуклой стороной вверх, нож - острием влево. Закончив есть, не отодвигайте от себя тарелку, а положите на нее нож и вилку параллельно друг другу, по­ вернув их ручками вправо. Вилка должна лежать зубцами вверх.

Хлеб берут рукой и кладут на тарелку, специально для него предназначенную. Хлеб едят, отламывая от него небольшие ку­ сочки.

Помешав чай или кофе, не оставляйте ложечку в чашке, а поло­ жите на блюдце. Не следует также макать в напитки печенье.

Вам, наверное, не безразлично, что будут думать о вас друзья и знакомые после встречи за столом, захотят ли они пригласить вас снова к себе. Хорошие манеры прежде всего говорят о вашем уважении к обществу, в котором вы находитесь.

(263 слова)

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

6 класс

Цель: проверка знаний обучающихся по теме «Деепричастие»;

Задачи : закрепить орфографическую и пунктуационную грамотность,

отработать навыки выполнения грамматических разборов.

Методические приемы: диктант, грамматическое задание.

Лет тридцать назад удил я рыбу на одном из озер Хоперского заповедника. Днем сморила меня дремота. Проспав часа два, я очнулся от странных звуков. У воды увидел я перепачканного грязью зверя. Он ловил рыбу, шлепая по воде маленькой лапкой. То был енот. Я его снял, но издалека перепачканный илом охотник за рыбой выглядел шевелящейся кучей грязи.
Позже енотов видел я много раз. В том же Хоперском заповеднике, вы-садившись на остров во время половодья, мы стояли с приятелем, при-слушиваясь к крику журавлей. Глядим, прямо на нас идут два енота. Идут, как-то странно покачиваясь и загребая лапами. Прошлогодние па-лые листья уже подсохли, и енотам доставляло удовольствие их шуршанье. Мы затаились, и звери, не ожидая кого-либо встретить на острове, ткнулись носами нам в сапоги. Почуяв опасность, они побежали в низину и там затаились.

Наступила ночь. А утром, пройдя по острову, мы енотов не обнаружили – уплыли звери.

(По В. Пескову).

(144 слова)

В.М. Песков* – советский писатель, журналист, фотокорреспондент, путешественник. Лауреат Ленинской премии и премии Правительства Российской Федерации 2013 года в области средств массовой информации. Уроженец Воронежской земли.

Примечание: предупредить учеников о постановке тире в последнем предложении.

Грамматические задания.

    Озаглавить текст. Подумайте, что вы отразили в заглавии: тему или основную мысль.

    Подчеркнуть деепричастия как члены предложений.

    Выполнить морфемный разбор деепричастий:

1 вариант – шлепая.

2вариант – прислушиваясь.

4.Выполнить морфологический разбор деепричастий:

1 вариант – высадившись.

2 вариант – почуяв.

План – конспект урока по русскому языку:

Контрольный диктант по теме «Деепричастие», 7 класс

Цель деятельности учителя: определить границы знания и «незнания» у семиклассников, уровень изученного материала.

Тип урока: урок контроля ЗУН по теме.

Планируемые образовательные результаты:

1.Предметные: научиться корректировать свой маршрут проблемных зон.

- коммуникативные: адекватное восприятие на слухтекстов разных стилей и жанров; владение разними стилями аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным).

- регулятивные: самоконтроль и самооценивание.

- познавательные: структурировать знания.

3. Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Методы и формы обучения: анализ и синтезязыковых явлений; индивидуальная, фронтальная.

ХОД УРОКА

«Деепричастие». Давайте вспомним все, что нам известно (блиц турнир):

а) дайте определение деепричастия?

б) как пишется не с деепричастиями?

в) Что называется деепричастным оборотом?

г) какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты? На какие вопросы отвечают?

д) Как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида?

Молодцы, ребята! Вы правильно отвечали на поставленные вопросы. Сегодня мы напишем контрольный диктант по теме: «Деепричастие».

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Включаются в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

Практическая деятельность

ДИКТАНТ

Чудесная ночь.

В эту ночь чудеса приходят без приглашения. Поздним вечером, успокоившись у окна, ты ясно ощущаешь, что кто-то пробирается к дому. Распахнув окно, прикасаешься к падающим с неба голубовато-серебряным снежинкам и говоришь: «Здравствуй, Новый год!»

Шепот, шорохи, таинственный перезвон – признаки приближающейся прелестной сказки.

Загорается на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая под окном, словно окутывает тебя с головы до ног. Забыв о времени, о празднике, прикрываешь глаза и погружаешься в сладкий сон. Тебе снится, что ты, оторвавшись от земли, летишь над сонным городом, заснеженным лесом, небольшой речонкой, покрытой ледяным панцирем. Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.

Утром, проснувшись с легким сердцем и радостной улыбкой, вспоминаешь необыкновенную встречу с чудом. (121 слово)

(По А. Иллюминаторской)

Слушают текст диктанта, задают вопросы по содержанию диктанта, задают вопросы для уточнения информации.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

1. Синтаксический разбор предложений.

I вариант:

Загорается на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая под окном, словно окутывает тебя с головы до ног.

II вариант:

Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.

2. Произвести морфологический разбор деепричастия.

I вариант:

устроившись

II вариант:

Проснувшись

3. Обозначить в тексте вид деепричастий.

I вариант:

Деепричастия совершенного вида.

II вариант:

Деепричастие несовершенного вида.

Самостоятельно выполняют грамматическое задание

Проверяют правильность выполнения работы.

Рефлексия учебной деятельности

Какие трудности у вас появились в процессе работы?

Как вы их преодолевали?

Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас сейчас?

Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Спасибо всем за урок!

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений.

Домашнее задание

Упражнение № 215 на странице 90.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 7 КЛАСС

Контрольный диктант №1

по теме «Повторение»

Лесной ручей.

Контрольный диктант №2

по теме «Причастие»

(По Е. Спагненбергу)

Тест по теме «Причастие»

а)Пролит

б)Отнято

в)Взято

г)Заперта

  1. 2.Пишется одна буква н .

а)Ошибка исправле..а

б)Построе..ые дома

в)Избалова..ый ребенок

г)Броше..ый камень

  1. 3.Пишется буква я.

а)Подстрел..нный

б)Просе..нный

в)Промасл..нный

г)Напо..нный

  1. 4.Необходимы запятые.

а)Совершенного вида

б)Несовершенного вида

в)Возвратного

а)Беч е вка – е в корне слова (бечева)

б)Подожж е

в)Сгущ е нка – е

г)Плащ о м - о

Контрольный диктант №3

по теме «Деепричастие»

Зазимок

(По А. Рыжову)

Тест по теме «Деепричастие»

  1. 1.Не пишется слитно.

а)Сильно не/доумевая

б)Не/припомнив сюжета

в)Дом не/построен

г)Не/написанное вчера письмо

а) Пробежав –

б) Мытый –

в) Взлетевший –

г) Испекши – деепричастие, совершенный вид

б)Тип речи – рассуждение

Контрольный диктант №4

по теме «Наречие»

Огоньки

Но все-таки впереди – огни!

(По В. Короленко)

Тест по теме «Наречие»

  1. 1.Мягкий знак не пишется.

а)Обнаруж..те

б)Навзнич..

в)Сбереч..

г)Горюч..

  1. 2.Дефис не пишется.

а)По..видимому

б)Нежданно..негаданно

в)Кое..что

г)На..лету

  1. 3.Пишется о .

а)Справ..

б)Издавн..

в)Досыт..

г)Затемн..

  1. 4.Пишется одна н .

а)На улице безветре..о.

в)Эта девушка несдержа..а.

г)Все возбужде..о спорили.

а)Стало тише на опушке леса.

б)Все жалобней выл щенок.

в)Брат выше сестры.

Контрольный диктант №5

по теме «Предлог»

(По И.В. Сорокиной)

  1. 2.Тест

а) чтобы;

б) если;

в) также;

г) потому что;

д) хотя.

а) либо;

б) зато;

в) так как;

г) тоже;

д) или.

а) сочинительного союза;

б) подчинительного союза;

в) интонации.

Контрольный диктант №7

По теме «Частица»

Летний вечер

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ 7 КЛАСС

Контрольный диктант №1

по теме «Повторение»

Лесной ручей.

Если хочешь душу леса постигнуть, разыщи какой-нибудь ручей. Я иду песчаным берегом неширокого безымянного ручья и вот я уже вижу, слышу, думаю.

На мелком месте вода встречает преграду в корнях елей, от этого журчит и распускает пузыри. Эти пузыри быстро мчатся по течению и у нового препятствия сбиваются в причудливый белоснежный ком.

Все новые преграды приходится преодолевать воде, но ничего ей от этого не делается, только собирается в серебряные струйки и течет дальше. На месте большого завала вода бьет ключом. Кружатся, тонут и вновь выплывают в водовороте семена елей и осин.

Ручей выбежал из леса и на полянке развалился небольшим озером, по берегам которого разрослись ярко-желтые первоцветы. Их бутончики касаются блестящей гладкой поверхности.

Весь проход ручья через лес – это путь длительной борьбы с многочисленными препятствиями.

Контрольный диктант №2

по теме «Причастие»

Однажды из своих вещей дед извлек большую шкатулку. Она оказалась заполненной всевозможными предметами. Здесь были ржавые наконечники стрел, древние монеты, каменные изображения людей, окаменелые раковины и куски дерева. Все это он сохранил на память. Смысл сказанного я понял несколько дней спустя.

Однажды вечером дед поставил на пол свою большую шкатулку. Откинул крышку, вынул из шкатулки один предмет и, держа его в руках, начал свой долгий и интересный рассказ.

С ним была связана часть его жизни, проведенной в путешествиях. В первый вечер дед достал маленькую коробочку с засушенным насекомым и рассказал нам о песчаных пустынях, где беспощадно палит солнце, а к самому небу поднимаются смерчи.

В следующий вечер маленькая трубка, выточенная из кости моржа, перенесла нас на далекий восток. Перед нашими глазами вставало беспокойное море, маленькие скалистые острова, занятые птичьими базарами, парусное судно, скрипящие на все лады даже при небольшом ветре.

Долгими зимними вечерами по рассказам деда я познакомился с многообразной природой нашей родины.

(По Е. Спагненбергу)

Тест по теме «Причастие»

  1. 1.В каком слове ударение падает на последний слог?

а)Пролит

б)Отнято

в)Взято

г)Заперта

  1. 2.Пишется одна буква н .

а)Ошибка исправле..а

б)Построе..ые дома

в)Избалова..ый ребенок

г)Броше..ый камень

  1. 3.Пишется буква я.

а)Подстрел..нный

б)Просе..нный

в)Промасл..нный

г)Напо..нный

  1. 4.Необходимы запятые.

Он вынул из-за голенища (1) привязанный на ремешок складной ножик, окинул внимательным взором (2) задумчиво шептавшиеся кусты (3) и решительно подошел к стволу (4) качавшемуся над кручей.

  1. 5.Причастие настоящего времени нельзя образовать от глагола.

а)Совершенного вида

б)Несовершенного вида

в)Возвратного

  1. 6.Ошибка в объяснении написания выделенных букв.

а)Беч е вка – е в корне слова (бечева)

б)Подожж е нный – страдательное причастие прошедшего времени

в)Сгущ е нка – е под ударением в суффиксе существительного

г)Плащ о м - о под ударением в окончании существительного

Контрольный диктант №3

по теме «Деепричастие»

Зазимок

Еще не пахнуло по-настоящему холодом. Еще стояли зелеными ивы в густой листве. И вдруг с низкого темного неба медленно посыпал тихий-тихий снег.

Сначала падали едва заметные пушинки, которые, едва касаясь теплой земли, тут же таяли, превращаясь в обильную холодную росу.

Но вот крупные хлопья снега белыми ватными клочьями закружились, заплясали в тяжелом влажном воздухе. И за какие-то полчаса побелело поле. Под тяжестью влажной белизны упали луговые травы. Пестрым лоскутным одеялом лежало только что вспаханное поле.

Кругом было серо, влажно, тихо. Природа готовилась отойти к длительному зимнему сну и сосредоточенно молчала. И только беспокойный стрекот откуда-то взявшейся вдруг сороки нарушал эту тишину. Она, как бы удивлялась, извещала:

Люди добрые, пташки небесные! Смотрите, зима! Зима!

Сидя на заборе, она беспрерывно стрекотала и старательно при этом кланялась на все четыре стороны света, приветствуя первый снег, приход зимы, белое обновление природы.

(По А. Рыжову)

Тест по теме «Деепричастие»

  1. 1.Не пишется слитно.

а)Сильно не/доумевая

б)Не/припомнив сюжета

в)Дом не/построен

г)Не/написанное вчера письмо

  1. 2.Правильно построено предложение с деепричастным оборотом.

а)Подойдя к воротам, мне стало страшно.

б)Светящийся след тянулся за катером, тая в отдалении.

в)Петя переплыв прибрежную глубину и добрался до отмели.

г)Дверь скрипя и покачиваясь от ветра.

  1. 3.Пунктуационная ошибка в предложении.

а)Ничего не различая впереди, мы медленно пробирались в темноте.

б)Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

в)Один лунный луч, просочившись сквозь годами не протираемое окно, скупо освещал угол.

г)Марфинька боязливо заглянула вниз, и вздрогнув, попятилась назад.

  1. 4.Все глагольные формы употребляются с винительным падежом зависимого слова.

а)Варить, варивший, варившись

б)Положить, положив, положенный

в)Устроить, устроив, устроивший

г)Привезти, привезший, привезенный

  1. 5.Ошибка в определении морфологических признаков.

а) Пробежав – деепричастие, совершенный вид

б) Мытый – причастие, страдательное, настоящего времени, совершенного вида

в) Взлетевший – причастие, действительное, прошедшего времени, совершенного вида

г) Испекши – деепричастие, совершенный вид

  1. 6.Ошибка в характеристике текста.

Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык. Мы приняли в дар блистательный и неслыханно богатый язык наших классиков, и мы должны сохранить для потомков народные истоки русского языка.

а)Средство связи предложений – однокоренные слова

б)Тип речи – рассуждение

в)Способ связи предложений – параллельный

г)Стиль речи – публицистический

Контрольный диктант №4

по теме «Наречие»

Огоньки

Как-то давно, темным осенним вечером, случилось мне плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек.

Мелькнул ярко, сильно, очень близко. Я обрадовался, что близко ночлег, и сказал об этом гребцу. Он повернулся, посмотрел через плечо на огонь, буркнул, что еще далеко, и опять молча (апатично) налег на весла.

Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили меня своей близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко. И опять приходится сильнее налегать на весла.

Но все-таки впереди – огни!

(По В. Короленко)

Тест по теме «Наречие»

  1. 1.Мягкий знак не пишется.

а)Обнаруж..те

б)Навзнич..

в)Сбереч..

г)Горюч..

  1. 2.Дефис не пишется.

а)По..видимому

б)Нежданно..негаданно

в)Кое..что

г)На..лету

  1. 3.Пишется о .

а)Справ..

б)Издавн..

в)Досыт..

г)Затемн..

  1. 4.Пишется одна н .

а)На улице безветре..о.

б)Небо было загроможде..о клочьями белых облаков.

в)Эта девушка несдержа..а.

г)Все возбужде..о спорили.

  1. 5.Указать прилагательное в сравнительной степени.

а)Стало тише на опушке леса.

б)Все жалобней выл щенок.

в)Брат выше сестры.

  1. 6.Найти неверное утверждение:

а)Наречия могут обозначать цель и причину действия.

б)Наречия, как и деепричастие, неизменимая часть речи.

в)Сравнительная степень наречия может иметь простую и составную формы.

г)Наречие никогда не выступает в роли определения.

Контрольный диктант №5

по теме «Предлог»

Несмотря на начало сентября, было по-летнему жарко. Чай накрыли в гостиной, выходившей распахнутыми настежь окнами в еще не убранный от опавших листьев сад.

В помещении вдоль стен стояла полированная старинная мебель, обитая бордовым плюшем. Благодаря ажурным накидкам и белоснежной домотканой скатерти, расшитой причудливым орнаментом, комната выглядела по-праздничному торжественной. Золоченая и посеребренная посуда была начищена до блеска, а посередине стола возвышался, отражая солнечные лучи, кувшин в виде цветка. Вокруг него были расставлены невысокие, но изящные бокалы из граненого хрусталя.

В течение часа разговор не смолкал. Говорили в основном насчет поездки, которая вопреки опасениям, закончилась благополучно. В заключение чаепития кто-то из присутствующих, развеселившись, предложил осмотреть живописное озеро, разлившееся вследствие недавно прошедших дождей.

(По И.В. Сорокиной)

Контрольная работа по теме «Союз»

  1. 1.Расставить знаки препинания. Обозначить все союзы, подчинительные отметить буквой П, сочинительные – буквой С. Выполнить синтаксический разбор выделенного предложения. Выполнить морфологический разбор союза.

Долго после этого мы ехали не останавливаясь по белой пустыне в холодном, прозрачном и колеблющемся свете метели. Откроешь глаза – та/же неуклюжая шапка и спина занесенные снегом торчат передо мной та/же невысокая дуга под которой мерно двигается все на одном расстоянии голова коренной с черной гривой мерно подбиваемой в одну сторону ветром. Из-за спины виднеется та/же гнедая пристяжная4. Посмотришь вниз – тот/же сыпучий снег разрывают полозья и ветер упорно уносит его в одну сторону. Впереди, на одном и том/же расстоянии, убегают передовые тройки. Справа и слева все белеет и3 мерещится. Напрасно глаз ищет нового предмета: ни столба ни стога ни забора – ничего не видно. (Л.Толстой)

  1. 2.Тест

1. Однородные члены могут соединяться при помощи подчинительных союзов

2. Найдите сочинительный союз:

а) чтобы;

б) если;

в) также;

г) потому что;

д) хотя.

3. Найдите подчинительный союз:

а) либо;

б) зато;

в) так как;

г) тоже;

д) или.

4. Части сложноподчиненного предложения могут быть соединены при помощи

а) сочинительного союза;

б) подчинительного союза;

в) интонации.

  1. 3.Расставить знаки препинания. Назвать ряды однородных членов, составить схемы, объяснить знаки препинания.

За сто лет прошедших со дня гибели города ветры дожди и снега постарались снести его с лица земли и во многом им это удалось. Но каменные дома все(таки) остались стоять хоть и без крыш и окон. Выветрились но не совсем пропали мостовые вдоль которых рядами стояли обломанные высокие пни без коры. Лучше всего сохр..нился старый замок на холме над городом. Ему было уже больше тысячи лет но стены сложе..ые из могучих каме..ых плит стойко выдержали нап..дения ветра и дождя. (По К. Булычеву)

Контрольный диктант №7

По теме «Частица»

Летний вечер

Тих и ласков теплый летний вечер. Ни утомительного зноя, ни духоты в покойном воздухе. Еще не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные звезды, еще не успевшие разгореться. Присмиревший ветерок изредка прошумит над землей, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в листве деревьев. О чем-то неведомом зашепчут они между собой, не обращая внимания на одинокого путника. На что ни кинешь взор, на чем ни остановишь его, все радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся гуще, заметнее. На темном небе непрерывно вспыхивают все новые неяркие звезды. Далекие и непонятные, тихо застыли они в необъятной выси и, кажется, с недоумением смотрят на неугомонную жизнь на земле.

Как хорош этот прекрасный вечер! Ничто не нарушает его спокойствия. Нельзя не залюбоваться этой чудесной картиной природы.


Конспект урока русского языка в 7 классе

Диктант по теме «Деепричастие»

Чудесная ночь

В эту ночь чудеса приходят без приглашения. Поздним вечером, успокоившись у окна, ты ясно ощущаешь, что кто-то пробирается к дому. Распахнув окно, прикасаешься к падающим с неба голубовато-серебряным снежинкам и говоришь: «Здравствуй, Новый год!»

Шепот, шорохи, таинственный перезвон – признаки приближающейся прелестной сказки.

Загорается на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая под окном, словно окутывает тебя с головы до ног. Забыв о времени, о празднике, прикрываешь глаза и погружаешься в сладкий сон. Тебе снится, что ты, оторвавшись от земли, летишь над сонным городом, заснеженным лесом, небольшой речонкой, покрытой ледяным панцирем. Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.

Утром, проснувшись с легким сердцем и радостной улыбкой, вспоминаешь необыкновенную встречу с чудом.

(121 слово)

(По А. Иллюминаторской)

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

1. Синтаксический разбор предложений.

Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.

2. Произвести морфемный разбор деепричастия.

Устроившись, проснувшись

3. Обозначить в тексте вид деепричастий.

I вариант:

Деепричастия совершенного вида.

II вариант:

Деепричастие несовершенного вида.