Проект "загадочный подводный мир" для детей среднего дошкольного возраста. Проект «Удивительный подводный мир Детский проект в доу подводные жители озеро

Название проекта: «Подводный мир».

Вид проекта: краткосрочный тематический фронтальный проект с заданным результатом и элементами творчества для детей.

Продолжительность проекта: 1 неделя

Участники проекта: дети разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатели.

Образовательная область: экологическое воспитание, познавательное развитие.

Актуальность проблемы: на сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте.

Необходимо воспитывать у детей бережное поведение по отношению к природе. С этой целью и был разработан образовательный проект «Подводный мир».

Цель проекта: поддержание познавательного интереса по тематическому проекту о море, его обитателях, создание условий для воспитания экологической культуры и развития творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Подводный мир».

Объекты исследования: море, морские обитатели.

Формы и методы работы: наблюдения, игры, подбор загадок, чтение художественной литературы, рассматривание презентаций и развивающих видеороликов, рисование, аппликация, лепка

Ожидаемый результат: макет «Подводный мир», который познакомит детей с морем, с жизнью морских обитателей и обогатит представление ребенка о значении моря в жизни людей.

Задачи проекта:

  • ·Поддержать интерес детей и продолжать формировать у детей представления о море, морских обитателях;

Продолжать обогащать словарь, совершенствовать навыки речевого общения;

Развивать творчество, воображение, фантазию;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

Владеть понятиями «планктон», «водоросли», «морские животные», «рыбы»;

  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела связанных с их жизнью в воде, способах их передвижения;
  • знать о взаимосвязи с другими обитателями;

Иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;

Сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;

Предварительная работа:

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Море»;

Знакомство с литературными произведениями: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;

Рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море», «Морские животные». Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром. ООО «Маленький Гений-Пресс»;

Просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «В поисках Немо», «Подводная братва»;

  • Просмотр развивающего видео ролика для детей «Рыбы», «Морские животные» - презентация.

Сотрудничество с семьёй:

  • Консультация «Поведение на пляже»
  • Члены семьи предоставили ракушки и камешки, привезенные с моря.

Продукт проектной деятельности:

Макет «Подводный мир»

Рисунки «Обитатели моря»

Презентация проекта

План реализации проекта:

Виды деятельности

Форма регистрации результата.

Тематические беседы:

поддержать интерес детей и знакомство с планктоном и сокровищами морей: жемчугом и кораллами.

продолжать поддерживать интерес детей к теме и познакомить детей с морскими растениями и их разнообразием.

Коллективная работа «Планктон и кораллы» для размещения в макете «Подводный мир»

Коллективная работа «Водоросли» для размещения в макете «Подводный мир»

«Сокровища морей»

«Тайны моря»

«Рыбы моря»

продолжать поддерживать интерес детей к теме, расширить представления о рыбах, продолжать развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражая их в речи, оформлять в виде поделок

Индивидуальное изготовление поделки «Необыкновенные рыбки» и размещение в макете «Подводный мир»

Рисование «Обитатели моря»

воспитывать любовь к окружающей природе, учить восхищаться этой красотой, учить выражать свои знания в художественно - продуктивной деятельности.

Выставка рисунков

Игра-путешествие «Поиски сундука с сокровищами»

Закреплять знания о морских обитателях. Развивать внимание, память, творческое воображение. Учить действовать в соответствии с игровой ситуацией. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение.

Конспект

Литература:

1. «Морские животные». Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром. ООО «Маленький Гений-Пресс»

2. http//nazadvdetstvo.ru «Морские животные» - презентация

3. www.kids-corner.net «Рыбы»

4. «Ребенок в детском саду» № 4 2013г.

Старший воспитатель Норина Юлия Валентиновна
Воспитатель Осинкина Оксана Викторовна,
дети и родители подготовительной группы

Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для перехода детей в школу. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Для детей старшего дошкольного возраста целесообразно выделить в образовательном процессе познавательно-исследовательскую деятельность, впрямую направленную на постижение устройства мира (вещей, явлений, находящихся в определенных отношениях и связях), упорядочение, систематизацию представлений об окружающем.

Истоки познавательно-исследовательской деятельности обнаруживаются в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами и явлениями, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: почему? зачем? как устроен мир? для чего нужно бережно относиться к окружающему миру?

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами познания – средствами дифференциации и упорядочения опыта: причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того, познавательно-исследовательская деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые в дальнейшей жизни качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.

Наш проект «Подводный мир» начался с вопроса детей о том, почему в группу для питья стали привозить воду из магазина, почему нельзя пить воду из-под крана? Откуда берется в кране вода и почему она никогда не кончается? А куда уходит грязная вода, которую мы выливаем в раковину?

После беседы о воде, о том, как вода поступает в дома, о том, как человек загрязняет водоемы, и как чистят воду для питья, дети задумались о том, что от загрязнения водоемов страдают их жители. Возникла проблема: как люди могут помочь подводным жителям?

Экологическая проблема – одна из важнейших в современном мире. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентной, активной позиции в решении насущных задач. Поэтому важно закладывать основы экологической культуры в дошкольном детстве, когда дети познают мир, эмоционально откликаются на беды, происходящие в природе и вокруг них.

Цель проекта: познакомить детей с одним из компонентов природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля, формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.

Тип проекта: исследовательско–творческий, средней продолжительности (1 месяц), интегрированный.

Задачи проекта:

  • уточнять знания детей о воде, о ее основных свойствах, значении в жизни живых существ, уточнять знания детей о классе рыб, углубить представление о водоеме как среде обитания рыб, уточнить представление об условиях жизни аквариумных рыб;
  • стимулировать детей к сравнению, поиску сходства и различия, связей вещей и явлений, к словесному анализу-рассуждению, развивать наблюдательность, умение пользоваться доказательствами и отстаивать свою точку зрения;
  • развивать познавательную инициативу дошкольников (любознательность), самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослым;
  • расширять кругозор ребенка, выводя его за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу;
  • вызвать интерес к жизни рыб, желание больше узнать о них, воспитывать желание ухаживать за аквариумными рыбками.

Этапы:

  1. Составление плана – схемы проекта.
  2. Погружение в проект (Приложение 1, 2, 3).
  3. Практическая часть (альбом «Водная стихия», рисунки детей, конспект комплексного занятия «Реки, речки и моря»).
  4. Презентация проекта (Приложение 4, композиция «Морское дно).

На первом этапе мы составили план-схему проекта. С этой целью с детьми обсудили следующие вопросы:

  • Какие знания помогут в решении проблемы?
  • Как эти знания можно получить?
  • Что можно сделать, чтобы решить данную проблему.

Задача педагога на данном этапе — ненавязчиво направлять работу детей:

  • помогать выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;
  • подсказать, какие предметы и принадлежности можно использовать;
  • спланировать, какие занятия, игры и другие виды детской деятельности можно включить в план-схему проекта.

В ходе обсуждения дети предлагали различные варианты занятий, игр, действий, которые ответят на интересующие нас вопросы. Все предложения детей были оформлены в виде плана-схемы.

План – схема проекта «Подводный мир»

ЦЕНТР ДВИЖЕНИЯ

Мы будем играть в различные подвижные игры:

  • подвижные игры «Караси и щука», Ручеек”
  • игра-моделирование «Мы — капельки»
  • этюды «На болоте», «Море волнуется» ЦЕНТР НАУКИ
  • рассмотрим глобус,
  • рассмотрим книги, картинки, открытки о подводном мире
  • проделаем опыты с водой: прозрачность, текучесть, изменение состояний, давление воды, соленая и пресная вода, образование волны, круговорот воды в природе ЦЕНТР ПРИРОДЫ
  • посмотрим фильм об обитателях реки Волги,
  • понаблюдаем за обитателями аквариума: «Кто живет в нашем аквариуме», «Как рыбы плавают и как отдыхают», «Как дышат рыбы»
  • будем ухаживать за аквариумом — «Наведем порядок в аквариуме».

ЦЕНТР КНИГИ

  • будем загадывать загадки об обитателях рек, морей и океанов;
  • прочтем стихи о водоемах, их обитателях, прочитаем книги о подводных жителях: А. Глебова «Камешки», Г. Снегирев «Маленькое чудовище», «Колюшка- храбрюшка», «Осьминожек»
  • прочитаем сказки, былины «Садко», «Снегурочка»,
  • составим рассказы по картинам

Подводный мир ЦЕНТР ИГРЫ

Мы будем играть в различные настольные игры:

  • дидактические игры “Где, чей дом”, “Узнай рыбу по описанию”, “Чей хвост (туловище, голова)”, «Как появляется рыбка»
  • сюжетно-ролевая игра «Путешествие на теплоходе»

ЦЕНТР УМЕЛЫЕ РУЧКИ

  • изготовим из природного материала и бумаги обитателей подводного мира,
  • оформим композицию «Морское дно» ЦЕНТР ИСКУССТВА
  • нарисуем аквариум,
  • нарисуем сказки об обитателях моря;
  • сделаем аппликацию «Дельфины»
  • рассмотрим картины с изображением рек, морей, океанов;
  • будем слушать музыку (из серии «Океаник», «Звуки природы») ЦЕНТР ЗНАНИЙ
  • Занятие по ознакомлению с окружающим миром “Вода вокруг нас”
  • Занятие по ознакомлению с окружающим: “Ходит капелька по кругу”
  • Занятие по ознакомлению с художественной литературой.

Чтение рассказа: “Как люди речку обидели”.

  • Беседа по основам безопасной жизнедеятельности “Вода друг – вода враг”

Итоги проекта «Подводный мир».

К окончанию проекта «Подводный мир» дети подготовительной группы узнали:

  • что вода в природе существует в различных формах: водоемы, осадки (дождь, снег, град, роса), сосулька, туча и т.д.;
  • основные свойства воды – жидкая, прозрачная, бесцветная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества, имеет плотность, давление;
  • вода в природе может переходить из одного состояния в другое (лед – вода – пар), существует круговорот воды в природе;
  • существуют причины загрязнения воды, простейшие способы ее очистки;
  • как животные и растения приспособились жить в воде, узнали классификацию рыб, место обитания, их строение, повадки, питание, разницу между морскими и речными обитателями.
  • самостоятельно объяснять связь фактов (используют простое причинное рассуждение потому что: в воде видны предметы, потому что вода прозрачная);
  • самостоятельно устанавливать простейшие причинно-следственные связи и взаимоотношения (если…, то…: если на улице мороз, то вода замерзает; если воду хорошо очистить, то ее можно пить);
  • делать простейшие опыты по словесному описанию или по образцу; по завершении опыта, делать соответствующие выводы;
  • замечать изменения в аквариуме, ухудшающие жизнь его обитателей, ухаживать за аквариумными рыбками.

Дети нашей группы стали обращать внимание на то, хорошо ли закрыт кран, а если замечают, что вода из крана капает, сообщают об этом взрослым. Также мы обратили внимание на то, что дети стали наливать меньшее количество воды для питья, объясняя это тем, что не хочется выливать оставшуюся воду в раковину.

С большим интересом дети стали дежурить в уголке природы: проявляют аккуратность при поливе цветов, стараются не расплескивать воду из лейки. Внимательно следят за аквариумными рыбками, придумали каждой рыбке имя.

Самостоятельно проводят простые опыты, рассказывают друг другу результаты этих опытов. Приносят в группу новые книги о реках, морях, океанах, о морских путешествиях, с удовольствием рассматривают картинки, делятся впечатлениями об увиденном.

По окончании проекта у детей возник вопрос, чему и кому еще нужна помощь людей, что надо делать, чтобы наша планета Земля стала лучше, чище. Поэтому мы решили больше узнать о жизни животных, птиц, растений. Эти темы и станут темами новых проектов.

Приложение 1.

Подвижные игры, этюды.

1. Подвижная игра “Караси и щука”. Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” — она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.

2. Игра малой подвижности “Ручеек”. Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок, оставшийся без пары, становится ведущим.

3. Игра — моделирование “Мы – капельки”. Раздать детям бумажные короны с рисунками капельки. Воспитатель надевает такую же корону с рисунком тучи – мамы, а дети ее детки-капельки. Ребята окружают маму-тучу, водят вокруг нее хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю, дает наставления полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются в стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки. Затем по команде воспитателя ручейки соединяются вместе, образуя реку. Река впадает в океан (дети делают широкий круг). Мама- тучка напоминает им, что они – капельки, зовет их домой. Дети кружатся, по одному возвращаются к туче. Круг замкнулся.

4. Этюд “Море волнуется”. Цель: расширять содержание игры, развивать воображение, творчество, пластичность движений.

5. Этюд «На болоте». Дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих на болоте, через выразительность и пластичность движений.

Приложение 2.

Цикл наблюдений за обитателями аквариума.

1. «Кто живет в нашем аквариуме». Цель: определить всех обитателей аквариума (рыб, улиток, растений), их названия, уточнить условия жизни обитателей аквариума (много воды, грунт, в котором растут растения, подсветка, компрессор, кормушка). Уточнить особенности внешнего строения рыб.

2. «Как рыбы плавают и отдыхают». Цель: уточнить, что рыбы передвигаются в воде легко, свободно, могут плыть в разных направлениях. Передвигаться им помогает обтекаемая форма, гладкая поверхность тела, плавники. При помощи хвоста рыбы делают повороты. Показать детям, что рыбы нуждаются в отдыхе, сне. Отдыхают они стоя неподвижно возле кустиков травы, у дна, спят с открытыми глазами.

3. «Как дышат рыбы». Цель: Дать представление о том, что рыбам для жизни нужен воздух. Они дышат воздухом, имеющимся в воде, при помощи жабр. Жаберные крылышки, которые их прикрывают, расположены по бокам головы. Они постоянно открываются и закрываются – так рыба дышит.

4. «Наведи порядок в аквариуме». Цель: Учить замечать изменения в состоянии аквариума – грязь, на дне, налет на стекле, уменьшение воды, пыль и пятна на стеклах, оценивать эти изменения как ухудшение условий для жизни водных обитателей. Формировать стремление принимать участие в труде взрослых, получать удовлетворение от совместного труда. Вызывать чувство ответственности, желание оправдать доверие. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, аккуратность, дружелюбие.

Приложение 3.

Опыты с водой.

1. “Что увидим через воду?”

Цель: закрепить знания детей о свойстве воды – прозрачности, через закрепление геометрических форм и цвета.

Оборудование: таз с водой, геометрические формы разного цвета.

Вопросы к детям: что находится в тазу (вода). Что можно рассказать о воде? Затем бросить в таз кубик. Что с ним стало? (Упал на дно). Видно ли его? Какого он цвета?

Предложить детям по очереди опустить в воду различные предметы. В то время, когда один ребенок предмет опускает, другие дети закрывают глаза.

Вопрос к детям: почему мы видим все эти предметы даже через толщу воды? (Вода прозрачная).

2. “Как напоить Иванушку чистой водой?”

Цель: познакомиться с процессами очистки воды различными способами.

Оборудование: бумажная салфетка, воронка из бумаги, тряпочка, сор, крахмал, емкости.

Предложить ребятам посмотреть, какая мутная вода в банке. Ее нужно очистить, чтобы Иванушка мог ее выпить, не боясь, что заболеет. А как сделать очистительное устройство?

Дети придумывают различные варианты очистки воды. Предложить детям сделать различные очистительные устройства – фильтры (из бумажной воронки, тряпочки, бумажной салфетки). Дети изготавливают фильтры и проверяют их действие. Выяснить, какой же фильтр лучше очищает воду?

3. «Давление воды».

Цель: познакомить детей со свойством воды – давлением.

Оборудование: пластиковая бутылка, спица, цветная вода.

Рассказать детям о том, что вода обладает замечательным свойством: она всегда стремится стечь как можно ниже. Сталкивались ли дети с таким свойством? Как это выглядело?

Вода давит на любой погруженный в нее предмет. Чем больше глубина, тем сильнее давление воды. Чем глубже погружается ныряльщик, тем сильнее давит на него вода. Оценить давление воды можно по тому, с какой силой струя вырывается из отверстия. Для этого нужно проткнуть в бутылке три отверстия и наполнить бутылку водой. Предложить детям подумать, где давление воды больше наверху или внизу.

4. «Плавает или тонет».

Цель: познакомить детей со свойством воды – плотностью, показать отличие пресной и соленой воды.

Оборудование: два прозрачных стакана, теплая вода, соль, сырое яйцо.

Рассказать детям о том, что соленая вода плотнее пресной, поэтому в соленой воде легче плавать, так как вода лучше держит предметы или человека, как бы выталкивает предметы из воды. Предложить детям растворить в одном стакане с водой как можно больше соли, затем попробовать опустить в этот стакан яйцо, затем переложить яйцо в стакан с простой, пресной водой. Что происходило с яйцом в соленой воде, что – в пресной воде? Подвести детей к выводу о том, что соленая вода плотнее пресной.

Приложение 4.

Викторина «Что мы знаем о рыбах».

Цель: Повторить, обобщить представления детей о подводных обитателях рек, морей, вызвать чувство радости от коллективной игры, активизировать познавательный интерес. Создать условия для реализации в творческой деятельности представлений о мире.

Задание 1. Вспомнить пословицы, поговорки о водном мире.

  • Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше.
  • Рыба гниет с головы.
  • Нем как рыба.
  • И карасей из пруда не выловить без труда.
  • Из костлявой рыбки уха сладка.
  • На безрыбье и рак рыба.
  • Назад только раки ходят.

Задание 2. Вспомнить сказки, в которых встречаются водные жители.

  • Сказка о рыбаке и рыбке
  • Русалочка
  • Айболит
  • Путаница
  • Мойдодыр
  • По щучьему велению
  • Садко

Задание 3. Музыкальная пауза.

Пластический этюд «Море волнуется».

Задание 4. «Назови рыб, которые водятся в наших водоемах.

Задание 5. «Собери и назови».

Каждая команда должна как можно больше собрать из частей изображения рыб и правильно назвать их.

Задание 6. «Отгадай загадки».

Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –
Все умелые пловцы.
(Аквариум)

В буйном море – океане
Рыба страшная живет,
У нее большой живот,
Пасть с ужасными клыками.
(Акула)

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.
(Вода)

В тихую погоду нет нас нигде.
Ветер подует – бежим по воде.
(Волны)

С моряками был он дружен,
Чем доныне знаменит.
Из морских зверей кому же
В мире памятник открыт?
(Дельфин)

Все ко дну я прижималась
В темноте морских глубин.
Незаметной быть старалась –
Превратилась в плоский блин.
(Камбала)

Через море – океан
Плывет чудо – великан,
Пряча ус во рту,
Растянулся на версту.
(Кит)

На дворе зима ли, осень,
В глубине родной реки
Мы тельняшки гордо носим,
Мы лихие моряки.
(Окуни)

И на дне морском глубоком,
И у самых берегов
Кто из рыб электротоком
Отгоняет прочь врагов?
(Скат)

Задание 7. Подвижная игра «Караси и щуки».

Подведение итогов викторины.

Список используемых источников.

  1. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий / авт.-сост. В.Ю. Дьяченко и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Культурологический подход к социально-психологическому развитию дошкольника / авт.-сост. Пеленкова Л.Л. – Самара, 2008.
  3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
  4. Попова Т.И. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: LINKA-PRESS, 1998.
  5. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm
  6. http://festival.1september.ru/articles/502525/

ГАЛИНА СЧАСТЛИВЦЕВА

Вид проекта : познавательно-исследовательский проект с элементами творчества для детей 5-6 лет.

Продолжительность проекта : «краткосрочный» 2 месяца.

Участники проекта : дети старшей группы , родители, воспитатели.

Цель проекта : создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта .

Задачи :

Расширить представление детей о жизни обитателей глубин;

Познакомить детей с обитателями подводного мира , пополнять знания детей о подводном мире , его обитателях;

Формировать у детей элементарные представления об обитателях морей и океанов, способах передвижения, чем они питаются, как живут и защищаются;

Воспитывать бережное отношение ко всему живому, развивать эмоциональную отзывчивость;

Способствовать развитию познавательной активности в процессе реализации проекта , развивать воображение и творческие способности детей;

Развивать коммуникативные навыки, формировать навыки исследовательской деятельности;

Развивать эмоционально-чувствительное восприятие мира ;

Продолжать пополнять словарный запас детей.

Предполагаемый результат :

Развитие у детей коммуникативных навыков, умений работать в команде, расширение кругозора и экологических представлений во время реализации проекта . Проявление у детей ярко выраженного интереса к объектам природы, обитателям морей и океанов.

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Актуальность проблемы : Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии экологической культуры личности ребенка. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности . В наше время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность. Изучать обитателей морей и океанов можно в процессе проектно -исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные навыки : учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира . Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. В этом возрасте формируется ответственное отношение к природе. Чем раньше начнется работа по экологическому воспитанию детей , тем лучше будет результат этой работы. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей. В ходе беседы с детьми выяснилось, что у детей 5-6 лет недостаточно знаний об обитателях морей и океанов. Поэтому объектом исследования в нашем экологическом проекте будут обитатели морских глубин.

Первый этап - подготовительный.

Предварительная работа поисковая работа по подбору материала по теме :

Создание предметно - развивающей среды на морскую тематику;

Подбор литературы по данной теме;

Чтение литературы о подводном мире ;

Разучивание стихов о морских животных;

Разгадывание загадок;

Просмотр презентации «Тайны подводного мира » ;

Подбор экологических игр : «Найди животное» , «Какой вред и какая польза от морских хищников» ;

подвижные игры «Море волнуется раз» , «И вот перед нами море!» ;

Просмотр мультфильма «Лунтик - морские обитатели» , «В поисках капитана Немо» ;

Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности;

Посещение детской библиотеки № 57 с целью пополнения знаний детей о подводных обитателях ;

Посещение океанариума с целью развития познавательной активности детей.

Второй этап – реализация проекта .

Рисование на тему «Дельфины – наши друзья» ;

Рисование красками «Морские обитатели»

Коллективная работа. Аппликация с элементами рисования «На дне морском»

Коллективная работа. Обрывная аппликация «Морские глубины»

Изготовление пособий для дыхательной гимнастики

Проведение мастер-класса аппликация из шерстяных ниток «Подводный мир » ;

Оформление альбома о морских обитателях;

Путешествие по картинкам с изображением обитателей морских глубин; Рассказ воспитателя о вреде и пользе морских обитателей.

Выставка детских работ.

консультации для родителей : «Безопасное поведение на воде» .

Сбор экспонатов для создания мини-музея к проекту и создание мини – музея.

Третий этап – презентация экологического проекта «Тайны подводного мира » .

Открытие выставки детских рисунков. Открытие мини-музея.

Театрализованная деятельность «В гостях у Русалочек» .

Презентация книжки – малышки с рассказами и рисунками о морских животных (домашнее задание с родителями) .

Презентация дидактической игры .

Коллективная работа. Аппликация с элементами рисования «На дне морском»






Лепка «Море волнуется раз»



Дидактическая игра «Угадай морское животное» .


Экспонаты для мини - музея








Рисование красками «Морские обитатели»


Коллективная работа. Обрывная аппликация «Морские глубины»


Презентация дидактической игры «Ловись рыбка, большая и маленькая»


Публикации по теме:

Исследовательский экологический проект «Украсим детский сад цветами» в старшей группе Экологический проект. «Украсим детский сад цветами» Экологическое воспитание в ДОУ. Разработан: Дударевой Н. В. Тип проекта: Исследовательский.

Конспект занятия по экологии для детей подготовительной группы «Обитатели подводного мира» Цель: Познакомить с обитателями подводного мира Японского моря. Выяснить особенности их строения и образа жизни. Подчеркнуть богатство и.

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. Тема занятия: Разнообразие подводного.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир морей и океанов»

Цель проекта:
формирование экологического сознания, воспитание бережного, осознанного отношения к окружающему миру
Задачи проектной деятельности
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
Формировать экологическую грамотность через ознакомление с обитателями морей и океанов
Активизировать познавательный интерес к обитателям морских глубин,
Закрепить знания о разнообразии подводного мира
Обогащать речь детей
Формировать бережное отношение к природе
Обеспечить благоприятные условия для экологического развития у детей
Дать представления о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды
Развивать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе
Воспитывать желание охранять окружающую среду
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности – информационный, познавательный, социальный
По содержанию – естественно - научный, включает ребенка и природу
По характеру участия ребенка – участник от зарождения идеи до полной реализации проекта
По числу участников – групповой (дети старшей и подготовительной групп)
По характеру контактов – дети, педагоги, родители
По продолжительности – краткосрочный (2 недели)

Реализация проекта
строится на следующих принципах:
Тематическом - распределение материала по темам
Концентричности – дублирование тем в каждом виде деятельности с постепенным усложнением (путем наращивания представлений детей о морях и океанах)
Цикличности
Связь с темами образовательного процесса
Достоверности
Наглядности
Включение детского творчества
Выход на дидактическую, подвижную игру
Сотрудничества и сотворчества
Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей
Выход на материально выраженный результат

Актуальность проблемы
На сегодняшний день охрана окружающей среды является одной из актуальной и значимой проблемы не только нашей страны, но и всего мира в целом. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются еще раннем детстве. Ознакомление детей с окружающим миром, как необходимостью воспитания экологически грамотной, гармонично развитой личности необходимо начинать в дошкольном возрасте. Жизненно важно воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует, что у многих не сформированы представления об окружающим их мире. Самый большой пробел у детей обнаруживается в познаниях о водном мире нашей планете: флоре и фауне морей и океанов. Выбор темы обусловлен пониманием ее педагогами, родителями значимости этой проблемы, с одной стороны и недостаточными представлениями детей об обитателях морей, океанов. С целью показать, осознать уникальность данных природных объектов, вызвать познавательный интерес, заполнить такой значимый пробел (ведь Земля больше половины состоит из воды), и заложить основы экологически грамотного поведения и был разработан образовательный проект «Волшебный мир морей и океанов».
Гипотеза проекта
В конечном итоге, жизненная устойчивость, к которой должен стремиться каждый функционально грамотный человек, есть его личное состояние, не даруемое природой, а достигаемое в процессе деятельности. Важнейшим условием такого обретения является окружающая его, экологически здоровая, среда. В общении с окружающим миром ребенок выстраивает свои личностные позиции – своеобразный каркас будущей жизни. И от того, насколько ребенок экологически грамотен будет зависеть его взрослая жизнь.
Предполагаемые результаты работы:
Что мы знаем?
- В морях и океанах живут рыбы, киты, дельфины, акулы, осьминог.
- В морях и океанах соленая вода.
- Море бывает грязным.
Что хотим узнать?
- Как выглядят и чем питаются морские обитатели?
- Как они передвигаются?
- Как они прячутся?
- Что ещё есть под водой?
Что нужно сделать, чтобы узнать?
- Как можно посмотреть, что есть на морском дне глубоко-глубоко? - Посмотреть мультфильмы «Русалочка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «В поисках Немо», «Осьминожки»
- Нужно поехать на море и сфотографировать, а потом рассказать.
- Прочитать книги о морях и океанах.
-Посмотреть в энциклопедии.
-Пусть мама или папа посмотрят в интернете.

В ходе реализации проекта дети должны:
Овладеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски», «млекопитающие», «беспозвоночные»
Иметь простейшие представления об особенностях строения тела, о том, чем и как питаются, способах их передвижения, способах маскировки, уникальности каждого вида
Составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы
Развить познавательный интерес, любознательность к обитателям подводного мира
Заложить основы бережного отношения к живой и не живой природе
Мероприятия по реализации проекта «Волшебный мир морей и океанов»:
Познавательное развитие
Опыт «Как рыбы дышат под водой».
Опыт «Свойства воды».
Опыт «Подводная лодка из яйца».
Опыт с губкой.
Просмотр мультфильмов и видеороликов, рассказывающих о флоре и фауне подводного мира.
Чтение и обсуждение энциклопедий, литературных произведений: Г. Косов «Азбука подводного мира», С.Сахарнов «Кто в море живет?»,Г.Х.Андерсен «Русалочка».
Рассматривание и обсуждение репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», «Парусник в море»; Марк Сузино «Картины рыбака», «Рыбацкое счастье», «Сокровища подводного мира».
Социально-коммуникативное развитие
Дидактическая игра «Чья тень?», «Четвертый лишний».
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция».
Развивающая игра «Подводный мир».
Беседы о рыбах, о морях и океанах, о подводном мире.
Беседа о профессии водолаза
Разрешение проблемной ситуации «Загрязнение окружающей среды».
Художественно-эстетическое развитие
Рисование красками «по мокрому» «Волшебный подводный мир».
Рисование восковыми мелками.
Аппликация «Разноцветные рыбки».
Аппликация «На дне морском».
Аппликация из картона «Морская черепаха».
Коллективная аппликация «Экзотические рыбки».
Пластилинография «Необыкновенные рыбки».
Роспись камней «Необыкновенные рыбки».
Лепка из соленого теста «Кораллы и их обитатели».
Лепка из пластика.
Лепка из пластилина «Рыбки играют».
Оригами « Морские рыбки».
Собрание коллекции «Сокровища Чёрного моря».
Поделка из гофрированной бумаги «Кораллы и полипы».
Прослушивание песен о море, слушание музыки: «Звуки моря», « Звуки дельфина».
Речевое развитие
Составление описательных рассказов о морских животных по схеме.
Разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, загадывание загадок.
Физическое развитие
Малоподвижные игры «Найди море, реку, океан», «Кто больше?», «Назови одним словом».
Подвижные игры «Море волнуется», «Водолаз», «Рыбаки и рыбки».
Пальчиковая гимнастика «Чайка».
Физкультминутки «Краб».
Формы взаимодействия с семьей
- Помощь в изготовлении макета морского дна.
- Консультация «Экологическое воспитание ребенка во время отдыха на море.
- Поиск материала в интернете
- Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками.

Данный проект ориентирован на изучение детьми подводного мира, обитателей морских глубин; развитие у детей интереса к познанию окружающего мира; умение у детей составлять описательный рассказ о морских обитателях с использованием опорной схемы.

Название проекта «Морские обитатели»

Тип проекта Познавательный

Вид проекта Краткосрочный

Участники Дети старшей группы, воспитатель: Пшендина И.Ю., родители воспитанников в количестве 3 человек

Возрастная группа Старшая группа

Актуальность темы Много вокруг нас ещё неизведанного и прекрасного. Хотелось бы детей познакомить с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей и океанов. Чувство любви к природе. Желание беречь и охранять её. С целью осознания уникальности данного природного объекта и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан образовательный проект «Морские обитатели».

Цель работы над проектом Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.

Задачи Расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять. Дать знания о подводном мире. Учить устанавливать связь между климатической зоной и способами обитания морских обитателей. Способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира. Продолжать формировать грамматически правильную речь, уметь строить сложные предложения. Расширять словарный запас детей. Поддерживать желание изучать природу. Использовать различные нетрадиционные художественно - графические техники; Учить охранять окружающую среду; Воспитывать бережное отношение к живой природе, умение удивляться её чудесам и восхищаться ими.

Ожидаемый результат Владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»; иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида; знать о взаимосвязи с другими обитателями; иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды; сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе; составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.

1 Этап Подготовительный

Подбор иллюстраций, информации, художественной, методической литературы; видеоматериалов, фотографий Выявить знания и представления детей о морских обитателях - Что знают? Что хотели бы узнать? Как они могут это узнать? Включение родителей в проектную деятельность.

Цель: приобщение родителей к участию в проекте.

Формы работы с детьми

1. Рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;

2. Рассматривание альбома: «Обитатели морей и океанов»

3. Знакомство с литературными произведениями: Р.Киплинга «Откуда у китов такая глотка», Г. Косова «Азбука подводного мира»,И.В.Гурина Сказка про вредную акулу», С.Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;

4. Загадывание загадок об обитателях морей и океанов;

5. Показ презентации: « Жители морей и океанов»;

6. Разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, загадывание загадок, словотворчество;

7. Пересказ рассказов «Кит», «Краб», «Дельфин» С.Сахарнова из книги «Кто в море живёт?»;

8. Беседы: «Удивительные животные»,

9. Пальчиковая гимнастика «Чайка»;

10. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Чей силуэт», «Угадай звук животного», «Чья тень?», «Собери Дельфина», «Кто здесь живет?», «О ком расскажу», «Чьи детки».

11. Настольно-печатные игры: «Парные картинки», «Узнай, что изменилось», «Найди такую же», «Лото», «Соедини точки»

12. Палочки Кюизенера-«Рыбки большие и маленькие»

13. Продуктивные виды деятельности:

14. Выставка рисунков и поделок из природного и бросового материала «Море и морские тайны».

15. Аппликация «На дне морском», «Рыбки в подводном царстве»

16. Рисование: «Морские обитатели»-гжель,

17. Лепка «В морских глубинах»

18. Коллективная аппликация «В морских глубинах»

19. Пластилинография: «Необыкновенные рыбки», «На дне морском»;

20. Рисование пальчиковой техникой «Волшебный подводный мир»

21. Конструирование из бумаги -« Дворец для Нептуна»

22. Тематическая зарядка «Путешествие в морские глубины»;

23. Оформление игрового уголка «Морской мир»

24. Слушание музыки Дебюсси К. «Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»;

27. Равеильма «В порту»;

29. Викторина «Чудеса подводного мира»

30. Тематическая зарядка «Путешествие в морские глубины»;

31. Подвижная игра: «Рыбак и рыбки», «Море волнуется», «Рыбки и камушки»;

32. Сюжетно - ролевые игры: «Путешествие на корабле», «Путешествие на корабле в сказочную страну » Формы работы с родителями

2.«Фотовыставка: «Летом на море..!»,

3. Составление ребенком рассказа. Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками;

4.Участие в выставке рисунков и поделок «Море и морские тайны» совместное творчество родителей и детей, воспитателей

3 Этап. Итоговый

1. Викторина «Чудеса подводного мира»

2. Создание альбома «Обитатели морей и океанов»

3. Выставка рисунков и аппликаций по теме проекта.

Результаты проекта: в ходе реализации проекта дети владеют понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»; «водоросли»; дети имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связью с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида; знают о взаимосвязи с другими обитателями; дети имеют представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды; у детей сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе; дети умеют составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.